Home » Ученые, исследователи » Сандерс, Эд Пэриш

Сандерс, Эд Пэриш

Сандерс, Эд Пэриш (род.18 апреля 1937) — американский исследователь Нового Завета и главный сторонник «новой точки зрения на Павла». Является крупным ученым в области изучения исторического Иисуса, внес вклад в представление о том, что Иисус был частью движения обновления в иудаизме.

Эд Сандерс

Биография

Сандерс родился 18 апреля 1937 года в городе Гранд-Прери, штат Техас, США.

Карьера и признание

1955-1959 гг. получал образование в Техасском Уэслианском колледже.

1959-1962 гг. учился в богословской школе Перкинса в Южном методистском университете.

1962-1963 гг. учился в Геттингене, Оксфордском университете и в Иерусалиме.

С сентября 1963 по май 1966 года учился в Объединенной Теологической семинарии Нью-Йорка, где получил степень доктора богословия. Название диссертации The Tendencies of the Synoptic Tradition («Тенденции синоптической традиции»), опубликована в 1969 году. В диссертации использовала формальная критика для изучения последовательного изменения евангельской традиции. Диссертацию курировал В.Д. Дэвис.

1966-1984 гг. преподавал в Университете МакМастера (Гамильтон, Онтарио). В 1968 году получил стипендию канадского совета и провел год в Израиле, изучая раввинский иудаизм.

В 1984 году Сандерс стал деканом ирландского профессора экзегезы Священного Писания Оксфордского университета и членом Королевского колледжа. Эти должности сохранял до переезда в Университет Дьюка в 1990 году.

В 1990 году получил степень доктора филологических наук (из другого источника, почетного доктора литературы) в Оксфордском университете и степень почетного доктора теологии в Хельсинкском университете.

С 1990 г. был профессором искусств и наук религии в Университете Дьюка, Северная Каролина. Также проводил выездные лекции в Тринити-колледже в Дублине и Кембриджском университете.

В 2005 году вышел на пенсию.

Считается экспертом по небиблейской еврейской литературе первых веков.

Сандерс является членом Британской академии наук.

Взгляды

Сандерс в своей книге Jesus and Judaism («Иисус и иудаизм») называет себя «либеральным, современным, секуляризованным протестантом».

Его коллега Джон П. Мейер называет Сандерса постлиберальным протестантом.

Эд Пэриш Сандерс известен изучением Нового Завета. Область особого интереса — иудаизм и христианство в греко-римском мире. Является одним из ведущих ученых в современном историческом исследовании Иисуса, так называемом «третьем поиске», который рассматривает Иисуса твердо в контексте иудаизма. В современной науке Иисус рассматривается как основатель «движения обновления в иудаизме», используя выражение Сандерса. Он поддерживает преобладающее мнение, что Иисус был апокалиптическим пророком.

Сандерс утверждал, что традиционная христианская интерпретация, согласно которой Павел осуждал раввинский закон, была непониманием как иудаизма, так и мысли Павла, особенно потому, что она предполагала уровень индивидуализма в этих доктринах, которого не было, и игнорировала понятия групповой выгоды или коллективной привилегии. Скорее, утверждал Сандерс, ключевое различие между дохристианским иудаизмом и учением Павла заключается в идеях о том, как человек становится одним из народа Божьего. Сандерс называл еврейскую веру «шабашным номизмом»: один был членом народа в силу Божьего Завета с Авраамом, а другой оставался в нем, соблюдая закон.

Сандерс утверждал, что Вера Павла была одной из эсхатологий соучастия: единственный способ стать одним из народа Божьего — это вера во Христа («умереть со Христом»), а Ветхого Завета уже недостаточно. Но, оказавшись внутри, от христианина требовалось соответствующее поведение, основанное на еврейских писаниях, но не охватывающее все его аспекты. Оба паттерна требовали Божьей благодати для избрания (принятия), а также поведения индивида, поддерживаемого Божьей благодатью. Разделительной чертой, таким образом, было настойчивое требование Павла о вере во Христа, как единственном пути к избранию. Однако Сандерс подчеркнул, что Павел также «любил добрые дела» и что когда его слова берутся в контексте, то выясняется, что Павел выступает за добрые дела в дополнение к вере во Христа.

Следующая крупная книга Сандерса Jesus and Judaism («Иисус и иудаизм») опубликована в 1985 году. В этой работе он утверждал, что Иисус начинал как последователь Иоанна Крестителя и был пророком восстановления Израиля. Сандерс видел, что Иисус создал эсхатологическое еврейское движение через свое назначение Апостолов и через свои проповеди и действия. После его казни (поводом для которой послужило то, что Иисус опрокинул столы во дворе храма Ирода, тем самым настроив против себя политические власти) его последователи продолжили движение, ожидая его возвращения, чтобы восстановить Израиль. Одним из последствий этого возвращения было бы поклонение Богу Израиля. Сандерс не мог найти существенных противоречий между Иисусом и фарисеями и считал, что Иисус соблюдает иудейский закон, и ученики продолжают его соблюдать. Сандерс также утверждает, что высказывания Иисуса не полностью определяли раннехристианское поведение и отношение, как это показывает обсуждение Павлом закона о разводе (1 Кор. 7:10-16), где последний цитирует высказывания Иисуса, а затем дает свое собственное независимое решение. В одном из интервью Сандерс заявил, что Павел чувствовал, что «он был образцом для своих церквей.»

Книга Judaism: Practice and Belief  («Иудаизм: практика и Вера») была опубликована в 1992 году и проверяла тезисы Сандерса в свете конкретных еврейских практик. Сандерс утверждал, что существует «общий иудаизм», то есть верования и обычаи, общие для всех евреев, независимо от того, к какой религиозной партии они принадлежали. После правления Саломеи Александры фарисеи были небольшой, но очень уважаемой партией, которая имела различное влияние в иудаизме. Однако главным источником власти были правители и особенно аристократическое духовенство (саддукеи). Сандерс утверждает, что факты свидетельствуют о том, что фарисеи не диктовали политику ни одной из этих групп или отдельных лиц.

В целом Сандерс подчеркивал важность исторического контекста для правильного понимания религии первого века. Он попытался подойти к иудаизму на его собственных условиях, а не в контексте протестантско–католических дебатов XVI века, чтобы пересмотреть взгляды на иудаизм, Павла и христианство в целом. Как сказал Сандерс, он читает Павла в его контексте, «который является» Палестиной первого века и особенно иудаизма первого века. В этом духе одна из статей Сандерса называется «Jesus in Historical Context» («Иисус в историческом контексте») в энциклопедической статье 2000 года об Иисусе, которого Сандерс называет «эсхатологическим пророком».

Сандерс утверждал, что необходимы дополнительные сравнительные исследования, а также более широкие исследования, проводимые между текстами Нового Завета и другими доступными историческими источниками того периода. Выступая на конференции, организованной в его честь, он описал привлекательность этих видов сравнительных исследований: «они не все так просты, но они ужасно забавны.»

Сандерс очень критически относится к историческим свидетельствам и воздерживается от спекуляций. Что отличает его, так это глубокое знание небиблейской еврейской литературы. Отсюда он грамотно опровергает некоторые из стереотипных карикатур, существующих в богословии о еврейских противниках Иисуса.

Новый взгляд на Павла

«Новый взгляд на Павла» представляет собой значительный сдвиг в области библеистических исследований с 1970-х годов в понимании апостола Павла, обусловленный новаторской работой Э.П. Сандерса в 1977 года Paul and Palestinian Judaism («Павел и Палестинский иудаизм»).

Павел проповедует оправдание через веру в Иисуса Христа, а не оправдание через дела закона. Под влиянием Лютеранской и Реформистской точки зрения, известной как sola fide, традиционно понималось как Павел утверждал, что добрые дела христиан не повлияют на их спасение – только их вера будет считаться. С этой точки зрения палестинский иудаизм первого века был отвергнут как бесплодный и легалистский.

Согласно Сандерсу, Павел не обращается к добрым делам вообще, но вместо этого ставит под сомнение только соблюдение таких обрядов, как обрезание, посты и законы субботы, которые были «пограничными знаками», которые отделяли евреев от других народов. Согласно Сандерсу, палестинский иудаизм первого века не был «легалистской общиной» и не был ориентирован на «спасение делами». Будучи избранным народом Божьим, они находились под его заветом. Вопреки тому, что думали протестанты, соблюдение закона было не способом вступления в Завет, а способом оставаться в нем.

Работы

Сандерс является автором, соавтором или редактором 13 книг и многочисленных статей.

Получил ряд премий, в том числе приз Луисвилльского университета 1990 года и Луисвилльской Пресвитерианской теологической семинарии Grawemeyer Award за лучшую книгу по религии Jesus and Judaism, опубликованную в 1980-х годах.

Книги

  • Sanders, E.P. (1969). The Tendencies of the Synoptic Tradition (Ph.D.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Sanders, E.P. (1977). Paul and Palestinian Judaism. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P.; Baumgarten, Albert I.; Mendelson, Alan; Meyer, Ben F., eds. (1980). Jewish and Christian Self-Definition, Volume 1: The Shaping of Christianity in the Second and Third Centuries. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P.; Baumgarten, Albert I.; Mendelson, Alan, eds. (1981). Jewish and Christian Self-Definition, Volume 2: Aspects of Judaism in the Graeco-Roman Period. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P.; Meyer, Ben F., eds. (1982). Jewish and Christian Self-Definition, Volume 3: Self-definition in the Graeco-Roman World. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P. (1983). Paul, the Law, and the Jewish People. Minneapolis, MN: Augsburg Fortress Publishers.
  • Sanders, E.P. (1985). Jesus and Judaism. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P.; Davies, Margaret (1989). Studying the Synoptic Gospels. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P. (1990). The Question of Uniqueness in the Teaching of Jesus (The Ethel M. Wood Lecture, 15 February 1990). London: University of London.
  • Sanders, E.P. (1990). Jewish Law from Jesus to the Mishnah. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P. (1991). Paul. Oxford: Oxford Paperbacks.
  • Sanders, E.P. (1992). Judaism: Practice and Belief. London: SCM Press.
  • Sanders, E.P. (1993). The Historical Figure of Jesus. London: Penguin Books.
  • Sanders, E.P. (2001). Paul: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford Paperbacks.

Отдельные главы и статьи

  • Sanders, E.P.  (1973). «Patterns of Religion in Paul and Rabbinic Judaism: A Holistic Method of Comparison». Harvard Theological Review. 66 (4): 455–478.
  • Sanders, E.P.  (1993). «Jesus in Historical Context». Theology Today. 50 (3): 429–448.
  • Sanders, E.P.  (1996). «Jesus’ Relation to Sepphoris». In Nagy, Rebecca Martin; Meyers, Eric M.; Meyers, Carol L.; et al. (eds.). Sepphoris in Galilee: Crosscurrents of Culture. Raleigh: North Carolina Museum of Art. pp. 75–79.
  • Sanders, E.P.  (2001). «Jesus’ Galilee». In Dunderberg, Ismo; et al. (eds.). Fair Play: Diversity and Conflicts in Early Christianity: Essays in Honor of Heikki Räisänen. Novum Testamentum Supplements. 103. Leiden: Brill. pp. 3–41.
  • Sanders, E.P.  (2010). «Jesus of Nazareth». In Collins, John J.; Harlow, Daniel C. (eds.). The Eerdmans Dictionary of Early Judaism. Grand Rapids, MI: Eerdmans.