Home » Персоналии » Осий Кордубский

Осий Кордубский

Осий Кордубский (также Хосий, Оссий, Осиус) (греч. Όσιος Κορδούης, лат. Osius Cordubensis), (256/257 — †357/358 (359)) — епископ Кордобы (ныне Кордова, Испания). Играл большую роль в церковной жизни первой половины IV века. Ему часто приписывают большое политическое влияние, как советника римского императора Константина Великого (правление 306-337 гг.).

Считается Отцом Церкви, хотя его имя не фигурирует в официальных списках. Вероятно, председательствовал на Первом Никейском соборе и Сардикийском соборе.1Jurgens, W.A. (1970). The Faith of the Early Fathers: Pre-Nicene and Nicene eras. Liturgical Press. p. 280. ISBN 978-0-8146-0432-8. (Юргенс, В.А. Вера ранних отцов: до Никейских и Никейских эпох. 1970. Стр. 280.) Ссылка (англ.)

Является одним из авторов Никейского Символа веры. Хотя творческое наследие Осия Кордубского невелико, его значение в истории Церкви в силу непосредственного участия в важнейших церковных событиях огромна.

Биография Осия частична и во многом относится к канонической истории.

Происхождение

Родился, вероятно, в Кордобе — провинции Римской империи2Dudley, Dean (2007). The History of the First Council of Nice: A Worlds Christian Convention, A. D. 325 with a Life of Constantine. Cosimo, Inc. p. 49. ISBN 978-1-60206-296-2. (Дадли, Дин. История Первого Собора в Никее: Мировая христианская конвенция, 325 год, с жизнью Константина. 2007. Стр. 49.) Ссылка (англ.) 5Schaff, Philip (1885). The History of the Christian Church (Complete). Library of Alexandria. p. 3664. ISBN 978-1-4655-2873-5. (Филипп Шафф. История христианской церкви (полная). Александрийская библиотека. 1885. Стр. 3664.) Ссылка (англ.) 3Payne, Robert (1980). The Holy Fire: The Story of the Fathers of the Eastern Church. St Vladimir’s Seminary Press. p. 79. ISBN 978-0-913836-61-3. (Роберт Пейн. Святой Огонь: История Отцов Восточной Церкви. Издательство Свято-Владимирской Семинарии. 1980. Стр. 79.) Ссылка (англ.), хотя историк Зосим предполагал, что Осий по происхождению египтянин.

Год рождения может быть определен из записки Афанасия Великого ​​«Historia Arianorum ad monachos» — 256/257.4Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 45. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.) Происходил из богатой и влиятельной римской семьи.

Избрание на престол и гонения при Диоклетиане

Наиболее вероятная дата рукоположения в епископы Кордобы – 295 год. Иногда называется 294 год или «около 300 года».

В записке Афанасия Великого ​​«Historia Arianorum ad monachos» отмечается, что на момент 356 года, он более 60 лет был епископом6Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 42) Ссылка (англ.), то есть последней возможной датой его рукоположения является 295 год. Его имя упоминается в списке епископов, подписавших решения (каноны) собора в Эльвире. Дата проведения собора не может быть точно установлена: называется период между 295 и 314 годами (наиболее вероятно, 300 или 301 годы7«Hosius of Cordova». www.newadvent.org.(Осий Кордубский. Статья.) Ссылка (англ.)).

Из более поздней работе Афанасия Великого известно, что он был исповедником Веры во время гонений на христиан при Диоклетиане и Максимиане.8Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 44. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть 4. Параграф 44) Ссылка (англ.) Осий Кордубский отказался отрекаться от христианской веры и был приговорен к изгнанию. Едва избежал мученичества.

Собор в Эльвире

В 300 или 301 году (предположительно) посетил провинциальный собор в Эльвире9«Hosius of Cordova». www.newadvent.org.(Осий Кордубский. Статья.) Ссылка (англ.) (район современной Гранады, Испания), где в списке участников его имя фигурирует вторым (по другим сведениям, одиннадцатым). Собор оставил в силе строгие каноны, касающиеся таких дисциплинарных вопросов, как клерикальные браки и обращение с отрекшимися от Веры во время гонений.

Похоже, что на соборе высказывались новационистские тенденции. Осий придерживался строгой позиции, отказывая в возвращении крещеных христиан, отрекшихся от Веры или совершавших формальные ритуальные жертвоприношения языческим богам под давлением.10Wace, Henry. «Hosius», A Dictionary of Early Christian Biography, John Murray, London, 1911. (Генри Уэйс. «Осий». Словарь раннехристианской биографии, Джон Мюррей. Лондон. 1911)

Появление при Константине I

Традиционно считается, что Осий Кордубский встретил Императора Константина I во время кампании против Максенция в 312 году. Он был одним из епископов, которые истолковали правителю его сон в виде Христограммы (Хризмы). (Сон, в котором Константин увидел в небе крест и фразу «In hoc signo vinces»Под этим знаком ты победишь») перед битвой с Максенцием). Затем был включен в личный консультативный штаб Константина.11Paul Veyne, Quand notre monde est devenu chrétien, éd. Albin Michel, 2007, pp 141 et suiv. (Пол Вейн. Когда наш мир стал христианским. Ред. Альбин Мишель. 2007. Стр. 141 и след.) В результате исследователи приписывают Осию влиятельную роль в религиозной политике императора. Тем не менее, нет никаких древних свидетельств присутствия Осия Кордубского при императорской свите во время битвы с Максенцием, так же, как и однозначных свидетельств его роли в ближайшие годы.12Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 80–84; Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0, S. 401–427. (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер, Штутгарт. 2003. Стр. 80-84; Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин. 2017. Стр. 401-427.)

Называется также период появления Осия при императоре между 306 и 312 годами. Считается, что благодаря своей мудрости и политическим способностям, он сопровождал императора Константина в Милан в 313 году и повлиял на формулировку Указа «О религиозной терпимости» («Миланский эдикт»). Осия считают главным архитектором обращения Константина в христианство или, по крайней мере, его значительное влияние в этом13Ossio e la politica religiosa di Costantino, in Treccani.it – Enciclopedie on line, Istituto dell’Enciclopedia Italiana. (Осий и религиозная политика Константина. Статья в Treccani.it — Онлайн-энциклопедии, Институт итальянской энциклопедии.) Ссылка (итал.), что было отмечено даже Евсевием Никомедийским. Исторически эти утверждения не доказаны.

Существует письмо Константина от 312/313 года, в котором говорится о спорном избрании Цецилиана епископом Карфагенским. Согласно этому письму некий Осий отправит список африканских епископов.14Eusebius von Caesarea, Historia ecclesiastica 10,6,2.(Евсевий Кесарийский. История Церкви. 10, 6, 2) Однако, сделать однозначный вывод, что речь идет об Осие Кордубском нельзя.15Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0, S. 401–427, hier S. 407–409. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 407–409.)

Среди участников собора в Арле 314 года Осий не указан, но, возможно, присутствовал при императоре. 16Wace, Henry. «Hosius», A Dictionary of Early Christian Biography, John Murray, London, 1911. (Генри Уэйс. «Осий». Словарь раннехристианской биографии, Джон Мюррей. Лондон. 1911)

Он не упоминается в списках участников соборов, которые проходили в связи с возникшим спором донатистов. Только Аврелий Августин написал в письме в конце 4-го века, что донатисты обвинили Осия в 316 году в том, что он оказал влияние и настроил императора против них17Augustinus von Hippo, Contra epistulam Parmeniani 1,5,10; 1,6,11; 1,8,13. (Аврелий Августин. 1,5,10; 1,6,11; 1,8,13). Сам Августин считает это обвинение ложным. Исследователи не находят в его замечании достоверных доказательств значительного влияния Осия на императорский двор в этот период.18Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 409–411. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 409–411.)

В последующие годы известен только один указ Константина, датируемый 18 апреля 321 года и адресованный Осию Кордубскому об освобождении рабов епископами.

До 324 года достоверная информация об Осии отсутствует.

Арианский спор

Осий Кордубский известен своей борьбой с арианством, зародившимся в Александрии и признанным ересью на Первом Никейском соборе.

Миссия в Александрию

Еще в 320 или 321 году Александр, епископ Александрийский, созвал собор в Александрии, на котором более ста епископов Египта и Ливии предали анафеме Ария — его дьякона и ученика Лукиана Антиохийского.19«First Council of Nicaea». www.newadvent.org. (Статья «Первый Никейский собор») Ссылка (англ.)

Согласно Евсевию Кесарийскому, осенью 324 года Константин I направил примирительное письмо епископу Александру и Арию, которое было доставлено «человеком из группы благочестивых сопровождавших его людей». Этот священнослужитель «[…] проявил себя через целомудренный образ жизни и превосходство своей веры, а также благодаря своим признаниям отличался благочестием в прежние времена»; теперь он был назначен «судьей мира» в Александрию.20Zitate bei Eusebius von Caesarea, Vita Constantini 2,63. Übersetzung nach: Eusebius von Caesarea: De vita Constantini / Über das Leben Konstantins. Übersetzt und kommentiert von Horst Schneider, eingeleitet von Bruno Bleckmann (= Fontes Christiani. Band 83). Brepols Publishers, Turnhout 2007, ISBN 978-2-503-52559-4, S. 293. (Цитаты Евсевия Кесарийского. Жизнь Константина. 2.63. Перевод Хорст Шнайдер. 2007. Стр. 293.) 21Πολύμνια Αθανασιάδη Fowden, «Η σύνοδος της Νικαίας», Ιστορία του Ελληνικού Έθνους, Εκδοτική Αθηνών, τομ.Ζ, (1978), σελ.36 (Полимния Афанасиадис Фоуден. «Никейский собор», История греческого народа. Афины. Том Z. Стр. 36) По мнению поздних церковных историков Сократа Схоластика и Созомена, это был Осий Кордубский. Однако, формулировка Евсевия может указывать на некоего Мариана, который описан в другом месте работы Сократа Схоластика очень похожими словами.22Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 1,7,1; Sozomenos, Historia ecclesiastica 1,16,4. Dazu Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 415. (Сократ Схоластик. История Церкви 1, 7, 1; Созомен. История Церкви 1, 16, 4. Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 415.) Тот факт, что Осий был носителем письма, упомянутого Евсевием, и что он играл ведущую роль в урегулировании конфликта в качестве «судьи мира», является только гипотезой, хотя и широко распространенной. Тем не менее, участие Осия в соборе, который чуть позже состоялся в Александрии, точно установлено23Athanasius der Große, Apologia contra Arianos 74, 4. (Афанасий Великий. Апология против ариан. 74, 4).

Предполагается, что на соборе в Александрии Осий Кордубский встретился с епископом Александром Александрийский и его секретарем Афанасием. С другой стороны, он не встречался с Арием, так как это считалось бы оскорблением влиятельного епископа.

Результаты собора в Александрии были скорее неудачными, так как только один пресвитер Колутос (Kollouthos (фр.))24B. I. Pheidas, Le Schisme de Kollouthos et les commencements de l’arianisme, in Epistemonike Epeteris tes Theologikes Skholes, 1972, vol. 19, pp. 135-260 (Б.И. Файдас. Схизма Колутоса и зарождение арианства. Научный ежегодник богословских школ. 1972. Том 19. Стр. 135-260) был восстановлен в епархии25Annick Martin, Le fulgurant succès d’Arius, in Les Premiers Temps du christianisme, éd. Gallimard/Le Monde de la Bible, 2004. (Анник Мартин. Ослепительный успех Ария. «Первые времена христианства». 2004), остальные были изгнаны из города.

Собор в Антиохии 325 года

Возвращаясь в столицу город Никомедию, Осий в 325 году остановился в Антиохии (Антиохии-на-Оронте) и, как посланник императора, возглавил собор сирийских епископов. Факт председательствования на соборе в Антиохии предполагается в связи с тем, что его имя стоит первым в списке подписей принятых собором решений.

Его роль в созыве этого собора и влияние на принимаемые решения неясны26Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 418–420. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 418–420). Одной из причин созыва называется избрание нового епископа Антиохии после смерти Филогония в ноябре 324 года.

Присутствия Осия Кордубского опасались многие местные епископы, некоторые из которых не явились на собрание27Richard E. Rubenstein, Le Jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004. (Ричард Э. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004). Изначально предлагался согласованный вариант исповедального текста, но, вероятно, под давлением Осия, был принят антиарианский текст. На этом соборе новым епископом Антиохии был избран Евстафий Антиохийский — радикальный сторонник Александра Александрийского. Арианцы обвиняли Евстафия в модализме. Новый епископ Антиохии отлучает трех сторонников Ария, в том числе Евсевия Кесарийского 28Annick Martin, Le Fulgurant Succès d’Arius, op. cit.(Анник Мартин. Ослепительный успех Ария).

На этом соборе также было объявлено о проведении общего собора, который должен был состоятся в Анкире. Позже место проведения было перенесено в Никею.

Первый Никейский собор

Основная статья: Первый Никейский собор

Высказывается предположение, что по побуждению Осия Константин I принял решение созвать в 325 году общий собор в Анкире (позже — в Никее).

Осий Кордубский принял участие в Первом Никейском соборе. Его подпись стоит первой в списке участников собора, утвердивших итоговой документ. Сразу за его подписью стоят подписи делегатов епископа Рима. Этот факт дает основания предполагать, что он председательствовал на соборе. Однако это предположение часто ставится под сомнение.

На Никейском соборе противопоставляются сторонники Ария и Лукиана сторонникам Александра Александрийского и Осия. Последний, если и входит в состав слабой западной делегации29Michel Grandjean, Histoire du christianisme, Faculté autonome de théologie protestante, université de Genève, cours n°4, décembre 2001. (Мишель Гранджин. История христианства.  Женевский университет. Декабрь 2001 г.), тем не менее имеет большое влияние на императора. Итоговым решением собор осуждает Ария и его сторонников.

Афанасий Великий пишет, что Осий «излагал веру» или «закрепил ее» («πίστιν εξέθετο») на собрании. Это означает, что Символ веры, провозгласивший равенство между Богом Отцом и Сыном и утвержденный на соборе, восходит к испанскому епископу.30Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42,3. Übersetzung mit „dargelegt“ nach Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 239. Übersetzung mit „festgesetzt“ bei Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 421–425. (Афанасий Великий. История арианства и монашества. 42.3. Оливер Крейс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 421–425 Афанасий Великий и Филосторгий приписывают Осию и Александру Александрийскому формулировку спорного термина «единосущный» (homoousios)31Pier Franco Beatrice, The word «homoousios» from Hellenism to Christianity, cf. bibliographie. (Пьер Франко Беатрис. Слово «homoousios» от эллинизма к христианству), закрепленного в Символе веры. Однако по свидетельству историка Сократа Схоластика более достоверно, что этот термин был предложен Евсевием Кесарийским.32Ossio e la politica religiosa di Costantino, in Treccani.it – Enciclopedie on line, Istituto dell’Enciclopedia Italiana. (Осий и религиозная политика Константина. Статья в Treccani.it — Онлайн-энциклопедии, Институт итальянской энциклопедии.) Ссылка (итал.)

После Собора Осий, вероятно, вернулся в свою епархию в Испании.33«Hosius of Cordova». www.newadvent.org.(Осий Кордубский. Статья.) Ссылка (англ.)

Как ни парадоксально, Константин, впоследствии обратится на сторону Ария, и умеренное арианство на время станет преобладать, а некоторые сторонники Никейского собора даже будут низложены, например, Евстафий Антиохийский и Афанасий Александрийский.

Сведения о его жизни после Никейского собора имеются только с 337 года.

Сердикийский собор

После смерти Константина в 337 году Евсевий Никомедийский, арианец по убеждениям и друг императорской семьи, был назначен епископом Константинополя. В своей новой роли Евсевий и его сторонники повлияли на императора Констанция II с целью изгнания Афанасия Александрийского во второй раз из его епархии.

Наследники Константина Великого, Констант и Констанций II, стали отстаивать разные богословские убеждения. Констанций II был более склонен защищать умеренное арианство, тем самым усугубляя противостояние между западными епископами и большинством восточных. Констант требует от брата провести собор, чтобы объединить епископов обеих частей империи. Весной 343 года Констанций соглашается и посылает в Сардику (также Сердика, нынешняя София, Болгария) восточных епископов в сопровождении трех высокопоставленных чиновников 34Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004, pp. 185-188. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004. Стр. 185-188).

Сардикийский собор начался летом или, самое позднее, осенью 343 года. Осий Кордубский должен был председательствовать на собрании совместно с Максимином Трирским. Сопредседательство двух епископов означало, что собор будет контролироваться Константом. Всего на собор собралось около 300 греческих (восточных) и 76 латинских (западных) епископов.

Восточные епископы заранее собрались в Филиппополисе (ныне Шахба, Сербия), где провели совместное совещание для подготовки своей стратегии. Собрание в Сардике проходило сложно, и, несмотря на посреднические предложения Осия, была быстро бойкотирована восточными епископами35Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004, pp. 185-188. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004. Стр. 185-188). Западные епископы, которых было меньшинство, несмотря на влиятельность Осия 3624, настаивают на присутствии Афанасия Александрийскийского — главного противника арианства, и Маркелла Анкирского, чья оппозиция арианству приведет его к монархизму. Восточные епископы отказываются заседать с Афанасием и Маркеллом.

Сторонники Евсевия Никомедийского поспешно покидают собор под предлогом объявления победы Констанция II над персами и собираются вновь в Филиппополисе, где пишут энциклику (послание), подтверждающее осуждение Афанасия и Маркелла. Кроме того, этим посланием отлучают Осия Кордубского, римского епископа Юлия I и Максимина и вновь заявляют о своей приверженности исповеданию веры, основанном на решении Соборе в Антиохии в январе 341 года36Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004, pp. 181, 185-188. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004. Стр. 181, 185-188).

Западные епископы продолжили заседать в Сардики. Осий восстановил Афанасия в его должности и, возможно, предложил установить запрет на браки для священников. Тем самым, заложив новые споры между западным и восточным христианством. Также им предложено утвердить верховенство епископа Рима для разрешения конфликтов между епископами.

В итоговом обнародованном документе собора, помимо осуждения епископов ариан, написано «Осий, который уже преклонного возраста и который своим возрастом и исповеданием, а также перенесенными трудностями, заслуживает глубокого почтения»37Zitiert bei Athanasius der Große, Apologia contra Arianos 42,7. Übersetzung gemäß: Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 126. (Цитата Афанасия Великого из «Апология против ариан» 42.7. Перевод Вернера Портманна (Библиотека греческой литературы. Том 65). Антон Хирсеманн. Штутгарт, 2006. Стр. 126). Кроме того, другие древние источники также указывают на почтение и уважение к Осию.38Athanasius der Große, Apologia de fuga sua 5; Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42 f.; Theodoret, Historia ecclesiastica 2,15,9; Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 2,31. (Афанасий Великий. Апология моего изгнания. 5; Афанасий Великий. История ариан и монашества. 42; Феодорит Кирский. История Церкви. 2,15,9; Сократ Схоластик. История Церкви 2,31.)

Таким образом, Сардикийский собор не смог собрать единого совещательного представительства христиан Востока и Запада империи. Эти богословские и канонические раздоры свидетельствуют о глубоких расхождениях между различными направлениями христианских общин того времени, которые в более общем плане отражают разницу в интеллектуальной культуре и традициях между греческим Востоком и латинским Западом39Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004.).

Среди подписей участвовавших в соборе епископов, имя Осия Кордубского стоит первым.40«Hosius of Cordova». www.newadvent.org.(Осий Кордубский. Статья.) Ссылка (англ.)

Вернувшись на Пиренейский полуостров, Осий созвал провинциальный собор, на котором он обнародовал принятые в Сердике решения.

Миланский собор

В последующие годы о нем не было никаких известий, но ясно, что он поддерживает контакты с другими епископами – сторонниками Никеи, главным представителем которых он оставался. Противостояние Осия проарианской политике Констанция II, ставшего в 350 году единственным правителем, заставило западных епископов согласиться с новым осуждением Афанасия Александрийского на Арльском соборе в 353 году.

В 355 году Констанций II решает покончить с большим влиянием Осия и заставить его осудить Афанасия. Император вызвал епископа Кордобы в Милан, чтобы тот дал свое согласие с приговором. Однако, согласно рассказу Афанасия в «Historia Arianorum ad monachos», он яростно отказался это сделать41Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 43. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 43) Ссылка (англ.). Затем Афанасий цитирует письмо протеста Осия Кордубского императору, в котором автор резко критиковал дружественную арианам политику и вмешательство правителя в церковные дела. Этот документ может быть датирован 356/357 годом.42Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 44. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 44) Ссылка (англ.)

«Я был исповедником веры, когда были преследования твоего деда Максимиана. Если ты повторишь это, я готов терпеть все, но не проливать невинную кровь или стать предателем правды. Ты поступаешь неправильно, написав такие вещи и угрожая мне (…) Бог доверил тебе империю, нам церковные дела (…) Мы не вправе иметь власть на земле, как и ты, Император, не имеешь её в святом …»

Осий Кордубский. Письмо Констанцию II

Это письмо привело к изгнанию Осия в Сирмиум — имперский центр в Паннонии (современная Сремска-Митровица, Сербия). (Прим. – не ясно, стало ли письмо поводом изгнания и было ли изгнание до или после этого письма).

С исторической точки зрения, это первый текст, в котором фигурирует разделение церковной и гражданской власти. Письмо было справедливо охарактеризовано французским историком Луи-Себастьеном ле Нэном де Тиллемоном, как демонстрирующее серьезность, достоинство, мягкость, мудрость, щедрость и фактически все качества великой души и великого епископа.

Однако призыв Осия останется не воспринятым. Церковные дела останутся прерогативой императора до конца IV в., а духовенство будет иметь ограниченные возможности43Paul Veyne, Quand notre monde est devenu chrétien, éd. Albin Michel, 2007, p 157. (Пол Вейн. Когда наш мир стал христианским. Ред. Альбин Мишель. 2007. Стр. 157).

В изгнании и собор в Сирмии

Летом 357 года Осий посетил Синод в Сирмии, который созвал Констанций. Епископ Кордобы подписал резолюции собрания, в которой устанавливалось подчинение Бога Сына Богу Отцу, таким образом, была утверждена арианская позиция44Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 90 (mit den antiken Belegstellen). (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер. Штутгарт. 2003. Стр. 90 (с античными документами). Тот факт, что Осий, который раньше был противником арианства, подписал этот документ, объясняется в исследованиях либо «перетеканием» на позицию ариан, которую настойчиво продвигал император, либо давлением, предположительно, оказанное Констанцием.

В качестве доказательства этого приводится отрывок из «Historia Arianorum ad monachos» Афанасия Великого. Согласно которому, Осий Кордубский был вызван в императорскую резиденцию в Сирмии, где находился в течение года и даже подвергался насилию, несмотря на свой преклонный возраст 100 лет. В связи с этим он и подписал итоговое заявление собора, вопреки своим убеждениям, но отказался подтвердить осуждение Афанасия.45Osio vescovo di Cordova, in Enciclopedia Italiana, Istituto dell’Enciclopedia Italiana. (Статья «Осий епископ Кордубский. Итальянская энциклопедия. Институт итальянской энциклопедии.) Ссылка (итал.) 46Philostorgius, in Photius, Epitome of the Ecclesiastical History of Philostorgius, iv.3. (Филосторгий. «История Церкви Филосторгия». IV.3.) 47Athanase le Grand, Histoire des Ariens, chapitre IV, 45, op. cit. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.) На смертном одре Осий заявил, что согласился с резолюциями Сирмия только под принуждением, но резко осуждал арианство.48Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 45, 4. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.) Сократ Схоластик и Созомен также пишут, что Осий участвовал в соборе против своей воли,49Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 2,29; Sozomenos, Historia ecclesiastica 4,6,4 f. (Сократ Схоластик. История Церкви. 2.29; Созомен. История Церкви. 4,6,4), но эта интерпретация, вероятно, исходит из той же работы Афанасия. С другой стороны, большинство древних источников не сообщают о том, что император оказывал давление, в противном случае неарианские авторы были бы заинтересованы обвинить Констанция в давлении на Осия в смене его взглядов.

Также предполагается, что причиной подписания Осием итогового документа является простыми «догматически равнодушными и богословскими тонкостями» и, что спор о тождестве Бога Отца и Сына, как основа арианского спора не имел большого значения.50Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 88–92, Zitat auf S. 92. (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер. Штутгарт. 2003. Стр. 88-92. Цитата стр. 92.)

Не ясно, отклонился ли Осий от своих прежних убеждений под политическим давлением, принуждением или прагматизмом. Поэтому, утверждения о том, что столетний и подвергшийся всевозможным давлениям Осий к концу своей жизни впал в арианство, как это указывает, например, в своей книге «De viris illustribus» (гл. 5 и 14) Исидор Севильский, не может считаться достоверным.

Смерть

За исключением отдельного сообщения в «Historia Arianorum ad monachos» Афанасия Великого, никакой информации о смерти Осия Кордубского нет. Независимо от достоверности этого источника, из него можно сделать вывод, что епископ умер до того, как эта работа была написана, то есть до конца 357 или 358 года.51Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 244. (Афанасий. Два сочинения против ариан. Представлено, переведено и прокомментировано Вернером Портманном (Библиотека греческой литературы. Том 65). Антон Хирсеманн. Штутгарт. 2006. Стр. 244.)

Так же иногда указывается 359 год. Вероятно, умер в Сирмии, далеко от своей земли и епархии. Иногда местом смерти указывается Испания.

Почитание

Католическая и православная церковь чтит Осия Кордубского, как святого и исповедника. В православной церкви почитается как «Осий Исповедник».

В православной церкви память совершается 27 августа (9 сентября). В католической церкви — 27 августа.

Работы

Осий Кордубский не владел греческим языком. Его работы не многочисленны и ограничиваются публикациями проповедей и написанием писем, таких как:

  1. «Epistula ad Iulium papam». Письмо было составлено совместно с восточными епископами по итогам собора в Сардики (343);
  2. Письмо к Констанцию II («Cordubensis episcopi epistola ad Constantium Augustum imperatorem»). Написано в 356 году, содержание письма сохранилось благодаря Афанасию Великому в его работе «Historia Arianorum ad monachos».

Осий участвовал в разработке правил собора Сардикии (340): «Osii sententiae sive Canones Patrum qui Serdicae convenerant». Исидор Севильский также упоминает его работы «De laude virginitatis» и «De imterpretatione vestium sacerdotalium», однако они не сохранились.

Труды Осия собраны в «Patrologia Latina» («Латинская Патрология) аббата Жака Поля Минь (том VIII, стр. 919, 1317, 1327-1332).

Есть письмо епископу Кордобы от папы Либерия (ок. 353 г.).

Источники в Интернет

Подготовлено на основе обобщения сведений статей Wikipedia.org об Осие Кордубском на русском, английском, французском, немецком, испанском, итальянском и греческом языках. (Ссылки приведены в соответствии с оригинальными статьями.)

Ссылки   [ + ]

1. Jurgens, W.A. (1970). The Faith of the Early Fathers: Pre-Nicene and Nicene eras. Liturgical Press. p. 280. ISBN 978-0-8146-0432-8. (Юргенс, В.А. Вера ранних отцов: до Никейских и Никейских эпох. 1970. Стр. 280.) Ссылка (англ.)
2. Dudley, Dean (2007). The History of the First Council of Nice: A Worlds Christian Convention, A. D. 325 with a Life of Constantine. Cosimo, Inc. p. 49. ISBN 978-1-60206-296-2. (Дадли, Дин. История Первого Собора в Никее: Мировая христианская конвенция, 325 год, с жизнью Константина. 2007. Стр. 49.) Ссылка (англ.)
3. Payne, Robert (1980). The Holy Fire: The Story of the Fathers of the Eastern Church. St Vladimir's Seminary Press. p. 79. ISBN 978-0-913836-61-3. (Роберт Пейн. Святой Огонь: История Отцов Восточной Церкви. Издательство Свято-Владимирской Семинарии. 1980. Стр. 79.) Ссылка (англ.)
4. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 45. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.)
5. Schaff, Philip (1885). The History of the Christian Church (Complete). Library of Alexandria. p. 3664. ISBN 978-1-4655-2873-5. (Филипп Шафф. История христианской церкви (полная). Александрийская библиотека. 1885. Стр. 3664.) Ссылка (англ.)
6. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 42) Ссылка (англ.)
7, 9, 33, 40. "Hosius of Cordova". www.newadvent.org.(Осий Кордубский. Статья.) Ссылка (англ.)
8. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 44. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть 4. Параграф 44) Ссылка (англ.)
10, 16. Wace, Henry. "Hosius", A Dictionary of Early Christian Biography, John Murray, London, 1911. (Генри Уэйс. «Осий». Словарь раннехристианской биографии, Джон Мюррей. Лондон. 1911)
11. Paul Veyne, Quand notre monde est devenu chrétien, éd. Albin Michel, 2007, pp 141 et suiv. (Пол Вейн. Когда наш мир стал христианским. Ред. Альбин Мишель. 2007. Стр. 141 и след.)
12. Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 80–84; Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0, S. 401–427. (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер, Штутгарт. 2003. Стр. 80-84; Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин. 2017. Стр. 401-427.)
13, 32. Ossio e la politica religiosa di Costantino, in Treccani.it – Enciclopedie on line, Istituto dell'Enciclopedia Italiana. (Осий и религиозная политика Константина. Статья в Treccani.it - Онлайн-энциклопедии, Институт итальянской энциклопедии.) Ссылка (итал.)
14. Eusebius von Caesarea, Historia ecclesiastica 10,6,2.(Евсевий Кесарийский. История Церкви. 10, 6, 2)
15. Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0, S. 401–427, hier S. 407–409. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 407–409.)
17. Augustinus von Hippo, Contra epistulam Parmeniani 1,5,10; 1,6,11; 1,8,13. (Аврелий Августин. 1,5,10; 1,6,11; 1,8,13)
18. Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 409–411. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 409–411.)
19. "First Council of Nicaea". www.newadvent.org. (Статья "Первый Никейский собор") Ссылка (англ.)
20. Zitate bei Eusebius von Caesarea, Vita Constantini 2,63. Übersetzung nach: Eusebius von Caesarea: De vita Constantini / Über das Leben Konstantins. Übersetzt und kommentiert von Horst Schneider, eingeleitet von Bruno Bleckmann (= Fontes Christiani. Band 83). Brepols Publishers, Turnhout 2007, ISBN 978-2-503-52559-4, S. 293. (Цитаты Евсевия Кесарийского. Жизнь Константина. 2.63. Перевод Хорст Шнайдер. 2007. Стр. 293.)
21. Πολύμνια Αθανασιάδη Fowden, «Η σύνοδος της Νικαίας», Ιστορία του Ελληνικού Έθνους, Εκδοτική Αθηνών, τομ.Ζ, (1978), σελ.36 (Полимния Афанасиадис Фоуден. "Никейский собор", История греческого народа. Афины. Том Z. Стр. 36)
22. Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 1,7,1; Sozomenos, Historia ecclesiastica 1,16,4. Dazu Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 415. (Сократ Схоластик. История Церкви 1, 7, 1; Созомен. История Церкви 1, 16, 4. Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 415.)
23. Athanasius der Große, Apologia contra Arianos 74, 4. (Афанасий Великий. Апология против ариан. 74, 4)
24. B. I. Pheidas, Le Schisme de Kollouthos et les commencements de l'arianisme, in Epistemonike Epeteris tes Theologikes Skholes, 1972, vol. 19, pp. 135-260 (Б.И. Файдас. Схизма Колутоса и зарождение арианства. Научный ежегодник богословских школ. 1972. Том 19. Стр. 135-260)
25. Annick Martin, Le fulgurant succès d'Arius, in Les Premiers Temps du christianisme, éd. Gallimard/Le Monde de la Bible, 2004. (Анник Мартин. Ослепительный успех Ария. «Первые времена христианства». 2004)
26. Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 418–420. (Оливер Крайс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 418–420)
27. Richard E. Rubenstein, Le Jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004. (Ричард Э. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004)
28. Annick Martin, Le Fulgurant Succès d'Arius, op. cit.(Анник Мартин. Ослепительный успех Ария)
29. Michel Grandjean, Histoire du christianisme, Faculté autonome de théologie protestante, université de Genève, cours n°4, décembre 2001. (Мишель Гранджин. История христианства.  Женевский университет. Декабрь 2001 г.)
30. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42,3. Übersetzung mit „dargelegt“ nach Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 239. Übersetzung mit „festgesetzt“ bei Oliver Kreis: Ein hispanischer Bischof am Hof des römischen Kaisers. Welchen Einfluss hatte Ossius von Corduba auf die Kirchenpolitik Konstantins des Großen? In: Sabine Panzram (Hrsg.): Oppidum – Civitas – Urbs. Städteforschung auf der Iberischen Halbinsel zwischen Rom und al-Andalus. Lit, Berlin 2017, ISBN 978-3-643-13750-0. S. 421–425. (Афанасий Великий. История арианства и монашества. 42.3. Оливер Крейс. Латинский епископ при дворе римского императора. Какое влияние оказал Осий Кордубский на церковную политику Константина Великого? Ред. Сабина Панзрам. Берлин, 2017. Стр. 421–425
31. Pier Franco Beatrice, The word «homoousios» from Hellenism to Christianity, cf. bibliographie. (Пьер Франко Беатрис. Слово «homoousios» от эллинизма к христианству)
34, 35. Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004, pp. 185-188. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004. Стр. 185-188)
36. Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004, pp. 181, 185-188. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004. Стр. 181, 185-188)
37. Zitiert bei Athanasius der Große, Apologia contra Arianos 42,7. Übersetzung gemäß: Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 126. (Цитата Афанасия Великого из "Апология против ариан" 42.7. Перевод Вернера Портманна (Библиотека греческой литературы. Том 65). Антон Хирсеманн. Штутгарт, 2006. Стр. 126)
38. Athanasius der Große, Apologia de fuga sua 5; Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 42 f.; Theodoret, Historia ecclesiastica 2,15,9; Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 2,31. (Афанасий Великий. Апология моего изгнания. 5; Афанасий Великий. История ариан и монашества. 42; Феодорит Кирский. История Церкви. 2,15,9; Сократ Схоластик. История Церкви 2,31.)
39. Richard E. Rubenstein, Le jour où Jésus devint Dieu, éd. La Découverte, 2004. (Ричард Е. Рубинштейн. День, когда Иисус стал Богом. 2004.)
41. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 43. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 43) Ссылка (англ.)
42. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 44. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 44) Ссылка (англ.)
43. Paul Veyne, Quand notre monde est devenu chrétien, éd. Albin Michel, 2007, p 157. (Пол Вейн. Когда наш мир стал христианским. Ред. Альбин Мишель. 2007. Стр. 157)
44. Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 90 (mit den antiken Belegstellen). (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер. Штутгарт. 2003. Стр. 90 (с античными документами)
45. Osio vescovo di Cordova, in Enciclopedia Italiana, Istituto dell'Enciclopedia Italiana. (Статья "Осий епископ Кордубский. Итальянская энциклопедия. Институт итальянской энциклопедии.) Ссылка (итал.)
46. Philostorgius, in Photius, Epitome of the Ecclesiastical History of Philostorgius, iv.3. (Филосторгий. "История Церкви Филосторгия". IV.3.)
47. Athanase le Grand, Histoire des Ariens, chapitre IV, 45, op. cit. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.)
48. Athanasius der Große, Historia Arianorum ad monachos 45, 4. (Афанасий Великий. История ариан и монашества. Часть IV. Параграф 45) Ссылка (англ.)
49. Sokrates Scholastikos, Historia ecclesiastica 2,29; Sozomenos, Historia ecclesiastica 4,6,4 f. (Сократ Схоластик. История Церкви. 2.29; Созомен. История Церкви. 4,6,4)
50. Patricia Just: Imperator et Episcopus. Zum Verhältnis von Staatsgewalt und christlicher Kirche zwischen dem 1. Konzil von Nicaea (325) und dem 1. Konzil von Konstantinopel (381). Franz Steiner, Stuttgart 2003, ISBN 3-515-08247-6, S. 88–92, Zitat auf S. 92. (Патрисия Джаст. Император и Епископ. О взаимоотношениях государственной власти и христианской церкви между 1-м Никейским собором (325 г.) и 1-м Константинопольским собором (381 г.). Франц Штайнер. Штутгарт. 2003. Стр. 88-92. Цитата стр. 92.)
51. Athanasius: Zwei Schriften gegen die Arianer. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von Werner Portmann (= Bibliothek der griechischen Literatur. Band 65). Anton Hiersemann, Stuttgart 2006, ISBN 978-3-7772-0605-9, S. 244. (Афанасий. Два сочинения против ариан. Представлено, переведено и прокомментировано Вернером Портманном (Библиотека греческой литературы. Том 65). Антон Хирсеманн. Штутгарт. 2006. Стр. 244.)