Home » Персоналии » Макарий Иерусалимский

Макарий Иерусалимский

Макарий I Иерусалимский, также святой Макарий, (греч. Μακάριος Α’ Ἱεροσολύμων, латин. Makarios I Hierosolymōn) (? — 335) — епископ Иерусалимский с 312 по 335 год.

Принимал участие вместе с Еленой — матерью императора Константина Великого, в поисках Истинного креста в Иерусалиме примерно в 325 году.

Участник Первого Никейского собора, противник арианства.

Афанасий Великий в своей энциклике в письмах епископам Египта и Ливии ставит имя Макария (который на тот момент уже был мертв) среди епископов, известных своей верой: «честный и простой апостольский человек».

Епископство

Происхождение неизвестно.

Согласно Созомену был епископом Иерусалима (Элия Капитолина) с 312 года, сменив Гермона, до 335 года. 312 год указывается Софронием Иеронимом в его Хрониках Евсевия Кесарийского (Луи-Себастьян Тиллемон «Мемуары…»). Также называются даты назначения Макария епископом Иерусалима 311, 313 и 314 годы. Датами окончания епископства, кроме того, указывается 334 год 1San Macario en Enciclopedia Católica. (Католическая энциклопедия. Святой Макарий) Ссылка (англ.).

Арианский спор

Макарий указан как один из епископов, которому Александр Александрийский написал предупреждение против Ария (Епифаний Кипрский. Панарион. LXIX, IV).

Энергия его оппозиции вероучениям арианства подтверждается оскорбительной манерой, в которой Арий пишет о нем и других противниках арианства в своем письме Евсевию Никомедийскому (Феодорит Кирский. Церковная история. I, 4-5. Ссылка), называя их «людьми, неутвержденными в вере и еретичествующими».

В «Истории Никейского собора», приписываемой Геласию Кизическому, существует ряд мнимых споров между Отцами собора и сторонниками Ария. В одном из этих споров Макарий защищает «Сошествие во ад» Иисуса.

Первый Никейский собор

Основная статья: Первый Никейский собор

Макарий принял участие в Никейском соборе (325 г.). Имеется два предположения о его роли на соборе. Первое, между ним и его митрополитом Евсевием Кесарийским произошел переход прав, касающихся их престолов. Седьмой канон собора гласит: «Поскольку обычай и древняя традиция показывают, что епископ Элии (Иерусалима) должен быть почитаем, он должен иметь преимущество; однако без ущерба достоинству метрополии». Расплывчатость формулировки седьмого канона предполагается связана с нейтральным результатом обсуждений этого вопроса на соборе.

Второе предположение заключается в том, что Макарий, вместе с Евстафием Антиохийским, имел отношение к составлению Никейского Символа веры.2Hort, Two Dissertations, etc., 58 sqq. ; Harnack, Dogmengesch., II (3rd edition), 231 ; Kattenbusch, Das Apost. Symbol. (See index in vol. II). (Хорт. Две диссертации и др. 58. ; Харнак. История догм. II (3-е издание). 231; Каттенбуш. Апостольский символ. (Указатель в томе II)) Его подпись стоит первой среди епископов Палестины, подписавших Символ веры; подпись Евсевия стоит пятой.

Поиск места Воскресения, Страстей Христа и Истинного Креста

Согласно Хронографии Феофана Исповедника Константин приказал Макарию в конце собора в Никее найти места Воскресения и Страстей Христа, а также место нахождения «Истинного Креста», на котором был распят Иисус. Раскопки начались вскоре после собора в 325 году под кураторством Макария совместно с матерью Константина Великого Еленой (Еленой Равноапостольской).

Огромная насыпь и каменная кладка с храмом Венеры на вершине, который во времена Адриана был построен над Гробом Господним, были снесены, и «когда появилась первоначальная поверхность земли, вопреки всем ожиданиям, был обнаружен освященный памятник Воскресения нашего Спасителя » (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. III, 28).

Согласно легенде о Елене, место нахождения Истинного Креста после пыток указал Иуда Кириак, которого Макарий крестил в 326 году3Antonio Leoni, Istoria d’Ancona Capitale della Marca Anconitana, vol. 1, chap. 1, Baluffi, 1810. (Антонио Леони. История столицы Анкона Марка Анконитана. Том. 1, глава 1. 1810) Ссылка (итал.) 4Girolamo Speciali, Notizie istoriche de’ santi protettori della città d’Ancona [archive], Venise, Bartolomeo Locatelli, 1759. (Джироламо Спецес. Исторические сведения святых защитников города Анкона. Венеция. 1759) Ссылка (итал.). Согласно традиции, крест был найден5Ökumenisches Heiligenlexikon. Makarius I. von Jerusalem. (Всемирный словарь Святых. Макарий Иерусалимский) Ссылка (нем.).

Узнав об этой новости, Константин написал Макарию длинное письмо, дав указания возвести церковь Гроба Господня на этом месте (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. III, 30-32. Феодорит Кирский. Церковная история. I, 16, 17. Ссылка (рус.)).

Позже Константин написал еще одно письмо «Макарию и остальным епископам Палестины», приказав построить церковь в Мамвре (на месте Мамврийского дуба), оскверненном языческим святилищем. Евсевий, хотя и приводит заголовок письма, говорит, что оно адресовано именно Макарию, как главе церкви. Храмы Рождества и Вознесения были построены в этих местах. (Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. III, 51-53).

Назначение преемника

Созомен в своей Церковной истории (II, 20) рассказывает, что Макарий назначил Максима, который впоследствии сменил его, епископом Лидии (вероятно, в 331 году), и что это назначение не вступило в силу, так как жители Иерусалима отказались расставаться с Максимом. Созомен также приводит другую версию этой истории: сам Макарий передумал, опасаясь, что, если Максим сменит свои убеждения (под влиянием «полуарианина» Евсевия епископа соседней Кесарии), будет назначен неортодоксальный епископ, который займет его место.

Луи-Себастьян Тиллемон опровергает последнюю версию: Макарий, действуя таким образом, противоречил бы седьмому канону Никейского собора, а также тому, что Аэций, который был епископом Лидии, был жив в 331 году, и вероятно, в 349 году (Луи-Себастьян Тиллемон «Мемуары…». VI, 741). Конечно, если Аэций пережил Макария, то версия Созомена противоречива; но, если он умер около 331 года, это вполне может быть достоверно. Тот факт, что Макарий предчувствовал свой уход, объясняет нежелание, будь то с его стороны или со стороны его паствы, лишаться Максима. Первое возражение Тиллемона не имеет никакого значения, так как седьмой канон был слишком расплывчатым.

Смерть

Предположительно, Макарий Иерусалимский умер до Тирского собора 335 года, так как в числе его участников указывается преемник — Максим Иерусалимский.

Почитание

Макарий признан святым в христианских традициях. Реликвии святого Макария, включая его череп, хранятся в часовне святого Антония в Питтсбурге, штат Пенсильвания).

Римско-католическая церковь отмечает день памяти (День св. Макария) 10 марта, Православная церковь — 27 февраля, Коптская церковь — 5 ноября.

В Иерусалимском календаре: 7 февраля, 16 августа, 28 октября.

В римской Мартирологии 10 марта упоминается:

«Празднование святого Макария, епископа Иерусалимского, по наставлению которого святые места были обнаружены Константином Великим и его матерью святой Еленой и облагорожены строительством священных базилик».

Источники в Интернет

Подготовлено на основе обобщения сведений статей Wikipedia.org о Макарии Иерусалимском на русском, английском, немецком, французском и итальянском языках. (Ссылки приведены в соответствии с оригинальными статьями.)

Ссылки   [ + ]

1. San Macario en Enciclopedia Católica. (Католическая энциклопедия. Святой Макарий) Ссылка (англ.)
2. Hort, Two Dissertations, etc., 58 sqq. ; Harnack, Dogmengesch., II (3rd edition), 231 ; Kattenbusch, Das Apost. Symbol. (See index in vol. II). (Хорт. Две диссертации и др. 58. ; Харнак. История догм. II (3-е издание). 231; Каттенбуш. Апостольский символ. (Указатель в томе II))
3. Antonio Leoni, Istoria d'Ancona Capitale della Marca Anconitana, vol. 1, chap. 1, Baluffi, 1810. (Антонио Леони. История столицы Анкона Марка Анконитана. Том. 1, глава 1. 1810) Ссылка (итал.)
4. Girolamo Speciali, Notizie istoriche de' santi protettori della città d'Ancona [archive], Venise, Bartolomeo Locatelli, 1759. (Джироламо Спецес. Исторические сведения святых защитников города Анкона. Венеция. 1759) Ссылка (итал.)
5. Ökumenisches Heiligenlexikon. Makarius I. von Jerusalem. (Всемирный словарь Святых. Макарий Иерусалимский) Ссылка (нем.)