Home » Персоналии » Евсевий Никомедийский

Евсевий Никомедийский

Евсевий Никомедийский (греч. Ευσέβιος ο Νικομηδείας) (? (280) — 341 (342)) — епископ Константинопольский (338 (339) — 341), Никомедийский (318 (324) — 338), Берита (около 304 — 324). Сторонник арианства.

Епископ Никомедии и влияние при Императорском дворе

Евсевий Никомедийский был епископом Берита — провинции Римской империи Финикии (современный Бейрут, Ливан) около двадцати лет, примерно до 324 года.

Благодаря благосклонности к нему Констанции — жены императора Лициния и сестры императора Константина Великого, Евсевий был назначен епископом Никомедии — резиденции Лициния, перейдя из менее значительного левантийского епископства к одному из самых важных епископских престолов.1Ammiano Marcellino, Res Gestae, XXII,9,4. (Плиний Старший. 22, 9,4)

Арианский спор

Традиционно Евсевия Никомедийского, как и Ария, называют учеником Лукиана Антиохийского и последователем Антиохийской богословской школы Лукиана.

Вопреки распространенному мнению, нельзя однозначно утверждать, что Арий и Евсевий были учениками Лукиана Антиохийского. В письме Ария к Евсевию он упоминается как «Syllucianistes», что часто переводится в контексте рассматриваемого предложения как «одноклассник». Тем не менее, отрывок предложения можно перевести как обращение Ария к Евсевию в качестве последователя Лукиана, умершего в 312 году в мученичестве.2Hanns Christof Brennecke: Lukian von Antiochien in der Geschichte des arianischen Streites, in: Hanns Christof Brennecke, Ernst Ludwig Grasmück, Christoph Markschies (Hrsg.): Logos. Festschrift für Luise Abramowski zum 8. Juli 1993. Walter de Gruyter, Berlin und New York 1993, S. 177. (Ганн Кристоф Бреннеке. Лукиан Антиохийский в истории арийского спора. Ганн Кристоф Бреннеке, Эрнст Людвиг Грасмюк, Кристоф Маркшиес (ред.). Берлин, Нью-Йорк, 1993. Стр. 177).

Евсевий был одним из сторонников Ария3Jones, A.H.M. (1978). Constantine and the Conversion of Europe. Toronto: University of Toronto Press. P. 121. (А.Х.М. Джонс. Константин и преобразование Европы. Издательство Университета Торонто. Торонто. 1978. Стр. 121) Ссылка (англ.). На это указывает то, что после отлучения Александром Александрийским в 321 году Арий бежал в Кесарию, где был хорошо принят Евсевием Кесарийским и уже от него в августе 323 года4Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.) обратился к Евсевию Никомедийскому о поддержке5Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 59. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 59). Очевидно, Арий и Евсевий Никомедийский были достаточно близки, а последний настолько влиятелен, что Арий смог изложить свою теологию в письменном виде6Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 61. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 61).

Евсевий Никомедийский написал много писем в поддержку и защиту Ария от Александра Александрийского и его осуждения. В письме Паулинусу епископу Тирскому, Евсевий подробно описал арианское учение7Schreiben des Bischofs Eusebius von Nikomedien an den Bischof Paulinus von Tyrus, online in der Bibliothek der Kirchenväter. (Письмо епископа Евсевия Никомедийского епископу Паулинусу Тирскому. Библиотека Отцов Церкви.) Ссылка (нем.).

Также в поддержку Ария Евсевий созвал в октябре 323 года собор в Вифинии8Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.), который оправдал Ария и осудил действия Александра9L’histoire des conciles, Yves Chiron, pages 20-21. (Ив Хирон. История соборов. Стр. 20-21.).

Никейский собор

Император Константин I попытался выступить посредником в споре Ария и Александра Александрийского осенью 324 года. Когда ему это не удалось, был созван Первый Никейский собор (325 г.). Евсевий Никомедийский и Евсевий Кессарийский выступили защитниками Ария, или, по крайней мере, стали сторонниками примирения.10Jan Rohls: Gott, Trinität und Geist (Ideengeschichte des Christentums, Band III/1). Mohr Siebeck, Tübingen 2014, S. 126f. (Ян Ролс. Бог, Троица и Дух (История идей христианства. Том III / 1). Тюбинген, 2014. Стр. 126f.)

Однако, после долгой и отчаянной оппозиции, Евсевий подписал исповедание веры (Никейский Символ веры). Согласно древним источникам, он «подписывался только рукой, а не сердцем».11Amidon, «The Church History of Rufinus of Aquileia: Books 10 and 11″, 10.5. (Амидон. История церкви Руфина из Аквилеи. Книги 10 и 11». 10.5.) Изменил ли Евсевий свои взгляды или только поддался давлению обстоятельств не известно, но его решение стало огромным ударом по арианской стороне, так как предполагалось, что участники собора были поровну разделены между неарианцами и арианами.12Lim, Richard (1995). Public Disputation, power, and social order in late antiquity. Berkeley: University of California Press. P. 183. (Ричард Лим. (1995). Общественный диспут, власть и общественный порядок в поздней античности. Издательство Калифорнийского университета. Беркли. Стр. 183.) Тем не менее, он отказался подписать анафему, осуждающую ариан, потому что сомневался, «действительно ли Арий виновен в том, что ему приписывала анафема»13Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.).

Закрепилось мнение, что Евсевий Никомидийский, был приверженцем арианских убеждений. На самом деле Евсевий принадлежал к так называемому оригенизму средней группы «последователям богословских позиций Оригена». Как и Евсевий, все представители средней группы подписали исповедание веры в Никее. Только два епископа Секунд из Птолемея и Теона из Мармарике не поставили подписи, были отлучены от церкви и сосланы в Иллирию14L’histoire des conciles, Yves Chiron, pages 20-21. (Ив Хирон. История соборов. Стр. 20-21.).

После Никеи. Изгнание

После Собора в Никее Евсевий стал проводил кампанию за отмену анафемы Арию. Его действия разозлили императора, и через несколько месяцев после собора его отправили в изгнание в Галлию15Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.) за постоянные контакты с Арием и его последователями.16Drake, H.A. (2000). Constantine and the Bishops: The Politics of intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. P. 259. (Х.А. Дрейк. Константин и епископы: политика нетерпимости. Издательство Университета Джонса Хопкинса. Балтимор. 2000. Стр. 259.)

Большинство епископов на востоке Римской империи, что стало ясно в последующие годы после собора из-за непрекращающегося спора о христологии и учении о Троице, принадлежали к «оригенистам средней группы».

В 327 (или 328, или 329 году) Евсевий и Арий были реабилитированы императором Константином. Причиной реабилитации стало то, что императора убедили в непротиворечии взглядов Ария провозглашенному Никейскому вероучению17Jan Rohls: Gott, Trinität und Geist (Ideengeschichte des Christentums, Band III/1). Mohr Siebeck, Tübingen 2014, S. 130f. (Ян Ролс. Бог, Троица и Дух (История идей христианства. Том III / 1). Тюбинген. 2014. Стр. 130f.) 18Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 82. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир, Рутледж. 2006. Стр. 82), а также предсмертная просьба сестры Константина Констанции.

После возвращения из изгнания

Евсевий Никомедийский был опытным политиком. После своего возвращения он привел в действие весь механизм своего влияния, чтобы восстановить утраченные позиции после Никейского собора, навязать свои взгляды Церкви и защитить арианство. Он установил союзы с другими группами, такими как мелитийцы, и изгнал многих противников. Особенно его усилия были направлены против Афанасия Александрийского19L’histoire des conciles, Yves Chiron, pages 20-21. (Ив Хирон. История соборов. Стр. 20-21.) и других сторонников никейского христианства: Евфатия Антиохийского и Маркелла Анкирского.

Евстафий Антиохийский был смещен в 330 годы по обвинению Евсевия и изгнан за якобы неуважительные замечания по поводу матери императора.

В 335 году Евсевий принимал активное участие в работе Тирского собора, где возглавил фракцию «евсевиан» — сторонников Ария и противников Афанасия Великого. Собор сместил Афанасия20Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.), что стало немалым для Евсевия подвигом, поскольку тот считался «человеком от Бога» и Константина21Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 84. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир: Рутледж. 2006. Стр. 84), был влиятельным и энергичным епископом Второй по значимости Восточной епархии Александрии с 328 года. Афанасий приложил много усилий по опровержению различные богословские позиции ариан, вступил в конфликт с императорским усилиями по установлению богословского равновесия между различными течениями.22Wolf-Dieter Hauschild, Volker Henning Drecoll: Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte. Band 1. Alte Kirche und Mittelalter. Fünfte, vollständig überarbeitete Neuausgabe. Gütersloher Verlagshaus, Gütersloh 2016, S. 75f. (Вольф-Дитер Хаушильд, Фолькер Хеннинг Дреколл. Учебник истории Церкви и Догмы. Том 1. Старая церковь и Средневековье. 5-е полностью переработанное издание. 2016. Стр. 75f.

В том же году на соборе в Иерусалиме Арий был восстановлен.23Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.)

В 336 году, вероятно, способствовал изгнанию Маркелла Анкирского.

Крещение и смерть Константина Великого

22 мая 337 года император Константин умер в своей резиденции в Никомедии после крещения епископом Евсевием (или епископами во главе с Евсевием).24«Eusebius of Nicomedia». Catholic Encyclopedia. (Католическая энциклопедия. «Евсевий Никомедийский»). Ссылка (англ.) 25 Davis, Leo Donald (1983), The First Seven Ecumenical Councils (325-787), Collegeville: Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-5616-7. P. 77. (Лео Дональд Дэвис. Первые семь Вселенских Соборов (325-787). 1983. Стр. 77.). Ссылка (англ.). Крещение откладывалось им ради освобождения от как можно большего количества грехов (Marilena Amerise. ‘Il battesimo di Costantino il Grande.» (Марилена Америз. Крещение Константина Великого)) в соответствии с убеждением, что в крещении все грехи прощаются полностью.26 «Catechism of the Catholic Church». Vatican. («Катехизис католической церкви». Ватикан.) Ссылка (англ.)

По словам арианского историка Филосторга (сомнительное свидетельство), он даже был хранителем последней воли императора.

Несмотря на распространенность мнения и свидетельств древних источников (например, Филосторгия, Софрония Евсевия Иеронима), что Константин крестился на смертном одре, и что Евсевий Никомедийский принимал в этом участие, факт крещения императора оспаривается многими историками.

Римская империя была разделена между сыновьями Константина Великого: Константином II, Констанцием II и Константом, которые придерживались различных церковных и богословско-христианских позиций. Для Евсевия новое правительство в восточной части Римской империи привело к тому, что Констанций II усилил официальную ориентацию на «оригенистскую среднюю группу», которая и так доминировала в восточной части империи.

После смерти Константина I, Евсевию было поручено быть опекуном и учителем будущего императора Юлиана, двоюродного брата Констанция II.

Епископ Константинопольский

В 338 (или 33927Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.)) году Евсевий стал епископом Константинополя путем изгнания Павла I и по прямому указанию императора Констанция II, вопреки правилам, действовавшим в Церкви того времени. Это был первый раз, когда император вмешался в церковные дела, назначив нового епископа (что позже происходило много раз). Афанасий Александрийский решительно протестовал против этого вмешательства.28Αριστείδης Πανώτης (2008). Το Συνοδικόν της εν Ελλάδι Εκκλησίας. A. Εκδόσεις Σταμούλη. σελ. 135. ISBN 978-960-8116-17-7. (Аристидес Панотис. Синод Греческой Церкви. 2008. Стр. 135.) Павел в конце концов вернется как Патриарх после смерти Евсевия.

В 340 году председательствовал на Гангрском соборе, созванном против ереси Евстафия Севастийского и его сторонников.

В 340 году папа Юлий I созвал собор в Риме, где Афанасия восстановили в присутствии только 50 епископов.

По приказу императора Констанция II Евсевий организовал в 341 году собор в Антиохии, где была предложена компромиссная формула, согласно которой Сын и Отец сосуществовали вечно, избегая тем самым спорный термин «единосущий». Этим собором умеренное арианство фактических было признано официальным в Восточной Римской империи, а полусогласительное предложение Евсевия легло в основу более поздних ересей, например, македонианства и несторианства.

В 341 году в Антиохии Евсевий благословил епископа Вульфила с миссией христианизации готов, который таким образом распространил учение о Троице «Оригенистической средней группы» среди германских народов (вестготов, остготов и вандало).29Knut Schäferdiek: Der vermeintliche Arianismus der Ulfila-Bibel, in: Zeitschrift für antikes Christentum, Band 6 (2002), Heft 2, S. 320ff. (Кнут Шефердиек. Предполагаемый арианизм Библии Ульфила. Журнал древнего христианства. Том 6. 2002. Выпуск 2. Стр. 320ff.)

Смерть

Евсевий Никомедийский умер в разгар своей власти в 341 году30«Eusebius of Nicomedia». Catholic Encyclopedia. (Католическая энциклопедия. «Евсевий Никомедийский»). Ссылка (англ.) в Константинополе. Другие источники называют местом его смерти Марсель, где он организовал местную курию, за день до отплытия в Константинополь.

Работы

Евсевий Никомедийский был автором писем в защиту Ария. Он написал несколько хроник, в которых представил историю мира от библейского Адама31Praca zbiorowa: Oxford – Wielka Historia Świata. Średniowiecze. Wędrówka ludów – Merowingowie. T. 15. Poznań: Polskie Media Amer.Com, 2006, s. 68. ISBN 83-7425-025-9. (Коллективная работа. Оксфорд — Великая всемирная история. Средний век. Блуждающие народы — меровинги. Т. 15. Познань. 2006. Стр. 68.). Хроники были переведены с греческого на латынь Иеронимом и затем дополнены Проспером Аквитанским.

Работы собраны в каталоге Clavis Patrum Graecorum под номерами 2045-2056 (CPG 2045-2056).

Мнения историков

Евсевий Никомедийский был описан современными историками как «амбициозный интриган»32Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 78. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир: Рутледж. 2006. Стр. 78.) и «непревзойденный политический игрок»38Drake, H.A. (2000). Constantine and the Bishops: The Politics of intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. P. 395. (Х.А. Дрейк. Константин и епископы: политика нетерпимости. Издательство Университета Джонса Хопкинса. Балтимор. 2000. Стр. 395.), а также древними источниками как высокопоставленный человек, который был агрессивен в своих делах.33Amidon, Philip R. (1997). The Church History of Rufinus of Aquileia: Books 10 and 11. New York: Oxford University Press. 10.12. (Филип Р. Амидон. История Церкви Руфина из Аквилеи: Книги 10 и 11. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк. 1997. 10,12); использовал своих союзников для шпионажа за своими противниками.

Именно из-за Евсевия «в целом Константин и его преемники сделали жизнь довольно несчастной для церковных лидеров, приверженных Никейскому решению и его тринитарной формуле».34Ellingsen, Mark (1999). Reclaiming Our Roots: An Inclusive Introduction to Church History, Vol. I, The Late First Century to the Eve of the Reformation. Pennsylvania: Trinity Press International. P. 119. (Марк Эллингсен. Исправление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви. Том I. 1999. Стр. 119.)

Фактически, в период его пребывания в Никомидии при императорском дворе основные посты епископов Восточной церкви занимали сторонники ариан35Drake, H.A. (2000). Constantine and the Bishops: The Politics of intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. P. 395. (Х.А. Дрейк. Константин и епископы: политика нетерпимости. Издательство Университета Джонса Хопкинса. Балтимор. 2000. Стр. 395.) (Афанасий Александрийский называет их евсевианами) за исключением короткого периода изгнания. Он пользовался доверием как Константина I, так и Констанция II.

Во время своего пребывания при императорском дворе арианство стало популярным среди императорской семьи.36Ellingsen, Mark (1999). Reclaiming Our Roots: An Inclusive Introduction to Church History, Vol. I, The Late First Century to the Eve of the Reformation. Pennsylvania: Trinity Press International. P. 121. (Марк Эллингсен. Исправление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви. Том I. 1999. Стр. 121.) Его влияние было настолько сильным, что до конца династии Константина Великого и прихода Феодосия I арианство сохраняло свои позиции и влияние в империи.37Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 92. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 92.)

Особый интерес представлял тот факт, что Евсевий едва избежал гонений из-за его тесной связи с императором Лицинием, когда стал епископом Никомедии.

Его влияние сохранялось даже после смерти: Констанций II оставался верен советам Евсевия и Евдоксия Антиохийского, пытаясь преобразовать империю в арианство путем создания арианских общин и установления арианских доктрин.39Guitton, Jean (1963). Great Heresies and Church councils. New York: Harper & Row Publishers. P. 86. (Жан Гиттон. Великие ереси и церковные соборы. Нью-Йорк. 1963. Стр. 86.)

Цитаты об Евсевии из Никомедии

В споре об истинной вере богохульное письмо Евсевия было представлено в качестве решающего доказательства. Прочитав это перед всеми, оно сразу вызвало у слушателей изумление и неприятие и покрыло автора несмываемым позором. Когда клика, собравшаяся вокруг Евсевия, была явно осуждена, а нечестивое писание было разорвано на глазах у всех[…], последователи Ария, из-за боязни быть изгнанными столь важным и единодушным советом, поспешите выступить с анафематизацией запретной доктрины.

Евстафий Антиохийский. На Никейском соборе

Источники в Интернет

Подготовлено на основе обобщения сведений статей Wikipedia.org о Евсевии Никомедийском на русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском, греческом и польском языках. (Ссылки приведены в соответствии с оригинальными статьями.)

Ссылки   [ + ]

1. Ammiano Marcellino, Res Gestae, XXII,9,4. (Плиний Старший. 22, 9,4)
2. Hanns Christof Brennecke: Lukian von Antiochien in der Geschichte des arianischen Streites, in: Hanns Christof Brennecke, Ernst Ludwig Grasmück, Christoph Markschies (Hrsg.): Logos. Festschrift für Luise Abramowski zum 8. Juli 1993. Walter de Gruyter, Berlin und New York 1993, S. 177. (Ганн Кристоф Бреннеке. Лукиан Антиохийский в истории арийского спора. Ганн Кристоф Бреннеке, Эрнст Людвиг Грасмюк, Кристоф Маркшиес (ред.). Берлин, Нью-Йорк, 1993. Стр. 177)
3. Jones, A.H.M. (1978). Constantine and the Conversion of Europe. Toronto: University of Toronto Press. P. 121. (А.Х.М. Джонс. Константин и преобразование Европы. Издательство Университета Торонто. Торонто. 1978. Стр. 121) Ссылка (англ.)
4, 8, 13, 15, 20, 23, 27. Enciclopedia Britanica. Eusebius of Nicomedia. (Энциклопедия Британика. Евсевий Никомедийский) Ссылка (англ.)
5. Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 59. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 59)
6. Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 61. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 61)
7. Schreiben des Bischofs Eusebius von Nikomedien an den Bischof Paulinus von Tyrus, online in der Bibliothek der Kirchenväter. (Письмо епископа Евсевия Никомедийского епископу Паулинусу Тирскому. Библиотека Отцов Церкви.) Ссылка (нем.)
9, 14, 19. L'histoire des conciles, Yves Chiron, pages 20-21. (Ив Хирон. История соборов. Стр. 20-21.)
10. Jan Rohls: Gott, Trinität und Geist (Ideengeschichte des Christentums, Band III/1). Mohr Siebeck, Tübingen 2014, S. 126f. (Ян Ролс. Бог, Троица и Дух (История идей христианства. Том III / 1). Тюбинген, 2014. Стр. 126f.)
11. Amidon, "The Church History of Rufinus of Aquileia: Books 10 and 11", 10.5. (Амидон. История церкви Руфина из Аквилеи. Книги 10 и 11". 10.5.)
12. Lim, Richard (1995). Public Disputation, power, and social order in late antiquity. Berkeley: University of California Press. P. 183. (Ричард Лим. (1995). Общественный диспут, власть и общественный порядок в поздней античности. Издательство Калифорнийского университета. Беркли. Стр. 183.)
16. Drake, H.A. (2000). Constantine and the Bishops: The Politics of intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. P. 259. (Х.А. Дрейк. Константин и епископы: политика нетерпимости. Издательство Университета Джонса Хопкинса. Балтимор. 2000. Стр. 259.)
17. Jan Rohls: Gott, Trinität und Geist (Ideengeschichte des Christentums, Band III/1). Mohr Siebeck, Tübingen 2014, S. 130f. (Ян Ролс. Бог, Троица и Дух (История идей христианства. Том III / 1). Тюбинген. 2014. Стр. 130f.)
18. Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 82. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир, Рутледж. 2006. Стр. 82)
21. Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 84. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир: Рутледж. 2006. Стр. 84)
22. Wolf-Dieter Hauschild, Volker Henning Drecoll: Lehrbuch der Kirchen- und Dogmengeschichte. Band 1. Alte Kirche und Mittelalter. Fünfte, vollständig überarbeitete Neuausgabe. Gütersloher Verlagshaus, Gütersloh 2016, S. 75f. (Вольф-Дитер Хаушильд, Фолькер Хеннинг Дреколл. Учебник истории Церкви и Догмы. Том 1. Старая церковь и Средневековье. 5-е полностью переработанное издание. 2016. Стр. 75f.
24, 30. "Eusebius of Nicomedia". Catholic Encyclopedia. (Католическая энциклопедия. "Евсевий Никомедийский"). Ссылка (англ.)
25. Davis, Leo Donald (1983), The First Seven Ecumenical Councils (325-787), Collegeville: Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-5616-7. P. 77. (Лео Дональд Дэвис. Первые семь Вселенских Соборов (325-787). 1983. Стр. 77.). Ссылка (англ.).
26. "Catechism of the Catholic Church". Vatican. ("Катехизис католической церкви". Ватикан.) Ссылка (англ.)
28. Αριστείδης Πανώτης (2008). Το Συνοδικόν της εν Ελλάδι Εκκλησίας. A. Εκδόσεις Σταμούλη. σελ. 135. ISBN 978-960-8116-17-7. (Аристидес Панотис. Синод Греческой Церкви. 2008. Стр. 135.)
29. Knut Schäferdiek: Der vermeintliche Arianismus der Ulfila-Bibel, in: Zeitschrift für antikes Christentum, Band 6 (2002), Heft 2, S. 320ff. (Кнут Шефердиек. Предполагаемый арианизм Библии Ульфила. Журнал древнего христианства. Том 6. 2002. Выпуск 2. Стр. 320ff.)
31. Praca zbiorowa: Oxford – Wielka Historia Świata. Średniowiecze. Wędrówka ludów – Merowingowie. T. 15. Poznań: Polskie Media Amer.Com, 2006, s. 68. ISBN 83-7425-025-9. (Коллективная работа. Оксфорд - Великая всемирная история. Средний век. Блуждающие народы - меровинги. Т. 15. Познань. 2006. Стр. 68.)
32. Roldanus, Johannes (2006). The Church in the Age of Constantine: the Theological Challenges. Oxfordshire: Routledge. P. 78. (Йоханнес Ролданус. Церковь в эпоху Константина: богословские вызовы. Оксфордшир: Рутледж. 2006. Стр. 78.)
33. Amidon, Philip R. (1997). The Church History of Rufinus of Aquileia: Books 10 and 11. New York: Oxford University Press. 10.12. (Филип Р. Амидон. История Церкви Руфина из Аквилеи: Книги 10 и 11. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк. 1997. 10,12)
34. Ellingsen, Mark (1999). Reclaiming Our Roots: An Inclusive Introduction to Church History, Vol. I, The Late First Century to the Eve of the Reformation. Pennsylvania: Trinity Press International. P. 119. (Марк Эллингсен. Исправление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви. Том I. 1999. Стр. 119.)
35, 38. Drake, H.A. (2000). Constantine and the Bishops: The Politics of intolerance. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. P. 395. (Х.А. Дрейк. Константин и епископы: политика нетерпимости. Издательство Университета Джонса Хопкинса. Балтимор. 2000. Стр. 395.)
36. Ellingsen, Mark (1999). Reclaiming Our Roots: An Inclusive Introduction to Church History, Vol. I, The Late First Century to the Eve of the Reformation. Pennsylvania: Trinity Press International. P. 121. (Марк Эллингсен. Исправление наших корней: всеобъемлющее введение в историю церкви. Том I. 1999. Стр. 121.)
37. Young, Frances (1983). From Nicaea to Chalcedon. Philadelphia: Fortress Press. P. 92. (Фрэнсис Янг. Из Никее в Халкидон. Филадельфия. 1983. Стр. 92.)
39. Guitton, Jean (1963). Great Heresies and Church councils. New York: Harper & Row Publishers. P. 86. (Жан Гиттон. Великие ереси и церковные соборы. Нью-Йорк. 1963. Стр. 86.)