Home » Персоналии » Александр Александрийский

Александр Александрийский

Александр I Александрийский, или Святой (Святитель) Александр, (греч. Ἀλέξανδρος) (? – 326 или 328) — епископ Александрийской Церкви, 19-й Папа Александрийский и Патриарх Престола Святого Марка (Коптская церковь) с 313 года до своей смерти.

Известен, как один из лидеров оппозиции сторонникам арианства, и один из главных участников Первого Никейского собора 325 года. Был наставником Афанасия Великого.1Christie, Albany James (1867). «Alexander of Alexandria». In William Smith (ed.). Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. 1. Boston: Little, Brown and Company. pp. 111–112. (Олбани Джеймс Кристи. «Александр Александрийский». Ред. Уильям Смит. Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Бостон. 1867. Стр. 111-112) Ссылка (англ.)

До становления епископом Александрии

Сравнительно мало известно о ранних годах Александра Александрийского.

Дата и место его рождения точно не известны. Иногда указывается Александрия (северный Египет) 250 г.

До своего епископства пережил кровавые гонения на христиан при императорах Галерии и Максимине. В момент, когда епископ Александрии, на тот момент Петр, находился в тюрьме в ожидании мученичества, Александр и Ахилл посетили епископа и попытались защитить Ария, отлученного Петром от церкви, заявив, что ему суждено погибнуть. Епископ отказался вновь принять его к Причастию. Однако, сменивший на кафедре Петра Ахилл, вернул Ария в церковь и рукоположил его в священники. После смерти Ахилла, при Александре Арий также поначалу оставался терпим.

Епископ Александрии

Александр стал епископом Александрии в 313 году после смерти Ахилла, чье удивительно короткое правление, как некоторые полагали, было результатом нарушения обещания своему предшественнику Петру Александрийскому никогда не принимать Ария в Причастие.2Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Александр столкнулся с тремя основными проблемами во время своего епископства.

Дата празднования Пасхи

Первой из проблем была еретическая секта во главе с Эресценцием, оспаривавшего дату Пасхи. Александр написал специальный трактат о полемике по этому вопросу, в котором ссылался на более ранние высказывания Дионисия Александрийского по этому вопросу. Однако, усилия Александра, хотя они и служили для успокоения спора, не были достаточными, чтобы разрешить противоречия. Вопрос о дате празднования Пасхи был урегулирован позже Первым Никейским Собором.3Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Мелетий Ликополисский

Вторым серьезным беспокойством Александра был вопрос о Мелетии из Ликополиса, который продолжал клеветать на Александра, как он делал это ранее на Ахилла Александрийского. Мелетий зашел так далеко, что подал официальную жалобу в суд императора Константина I, но привлечь особого внимания ему не удалось.4Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Более важным, было то, что Мелетий создал некую форму рабочего союза с Арием. Мелетий рукополагал своих епископов без согласия Александра.

Спор с Мелетием будет продолжаться вплоть до Никейского собора, на котором Александр разрешил Мелетию вернуться в церковь, фактически положив конец союзу Мелетия и Ария.5Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Арианский спор

Самой важной из проблем, с которыми столкнулся Александр, была проблема самого Ария. Последний начал проповедовать свою ересь примерно в 300 году. Тогда же епископ Петр Александрийский отлучил его от церкви. Однако, предшественник Александра Ахилл не только позволил Арию вернуться в церковь, но и отдал ему самую старую церковь Александрии, что позволило Арию оказывать большое влияние на александрийскую христианскую общину. Арий был даже претендентом на пост епископа Александрии после смерти Ахилла.6Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Конфликт между ними разгорелся, когда Александр провозгласил единство Троицы в одной из своих проповедей. Арий немедленно ответил, обвинив Александра в савеллианстве, которое к тому времени уже было признано ересью. Разногласия быстро обострились и Арий стал все больше распространять свои взгляды, убедив нескольких дьяконов и, по крайней мере, одного пресвитера. Продолжая привлекать к себе внимания и поддержку, Александру пришлось созвать два отдельных собрания священников и дьяконов для обсуждения этого вопроса. Но ни одно из них, не привело к каким-либо убедительным решениям и не помогло ограничить распространение убеждений Ария.7Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Александр пытался вернуть своего пресвитера из его учений, сохраняя долгое время терпение, до момента, когда духовенство его епископства уже было охвачено спорами. В последствии, эти попытки примирения нашли только упреки со стороны духовенства за слишком снисходительную позицию епископа.

В 320 году Александр созвал собор всей Александрийской церкви и соседних провинций в Мареотисе с намерением решить, какие действия будут предприняты в отношении проблемного вопроса. На соборе 36 пресвитеров и 44 диакона, включая Афанасия Александрийского, согласились на осуждение арианства и подписали итоговый документ8Aleksander, św.; w Encyklopedia Katolicka, T. 1: A i Ω — Baptyści. — 1973. — ​ISBN 83-86668-01-6​. (Святой Александр. Католическая энциклопедия. Том 1. 1973.). Однако Арий продолжал успешно распространять свои взгляды в других местах, особенно в Мареотисе и Ливии, где он даже убедил епископа Птолемея Секунда и Томаса Мармариканского присоединиться к нему. Успех Ария в разделении церковных лидеров сделал шанс формального раскола вполне реальным.9Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

В 321 году Александр созвал высший всенародный собор церкви, на котором собралось не менее ста участников. Арий на соборе продолжал отстаивать свою прежнюю позицию о том, что Сын не может быть вечным с Отцом, и даже заявлял, что Сын не равен Отцу по существу. Последнее утверждение вызвало негодование собравшихся. Решением собора стала анафема Арию до того, пока он не откажется от своих взглядов.10Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.) (Прим. UniversityReligion.ru – В разных источниках указывается, что отлучение Ария состоялось на соборе в 320 году, в других – на соборе в 321 году).

Арий уехал в Палестину, где получил поддержку нескольких епископов, выразивших свое мнение по этому вопросу Александру. Один из них, Евсевий Никомедийский, имел тесные связи с императорским двором в Византии и помогал распространять идеи Ария. Широкое распространение арианских убеждений и реакция на них со стороны авторитетной церкви, привели к тому, что сам император написал письмо заинтересованным сторонам с призывом восстановить единство церкви и положить конец затянувшемуся конфликту о том, что, как он охарактеризовал, является мелким спором по непонятным мелочам.11Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Последователи Ария в Александрии начали протестовать в защиту своих убеждений, побудив Александра написать энциклику для своих братьев-епископов в христианском мире, в которой он связал историю арианства и свое мнение о недостатках арианских убеждений. При этом он был вынужден указать на действия Евсевия Никомедийского, собравшего провинциальный церковный собор в Вифинии для обсуждения арианского вопроса. На соборе были рассмотрены действия Александра и его предшественников, и, основываясь на этом, официально приняли Ария к Причастию в Сирийской церкви. Другие епископы, в том числе Паулин Тирский, Евсевий Кесарийский и Патрофил из Скифополя, также указали на свою поддержку Арию, позволяя его последователям собираться на Божественные службы, как они это делали ранее в Александрии.12Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Считается, что Арий написал свою Талию примерно в это время, что привело к еще большей поддержки его делу. Книга, в сочетании с другими работами Ария и оппозиционными работами Александра, обострила спор между сторонниками и противниками. В такой атмосфере и по совету дьякона Афанасия Александр в защиту своей позиции написал исповедание веры. Он разослал текст всем христианским епископам с просьбой утвердить его позицию, поставив подписи на копиях. Епископ получил около 250 подписей, в том числе примерно 100 из Александрийской епархии, 42 из Азии, 37 из Памфилии, 32 из Лиции, 15 из Каппадокии. Александр также вел переписку с Александром Константинопольским, протестуя против насилия ариан и обнародования взглядов Ария на влияние женщин, а также с Папой Сильвестром I, Макарием Иерусалимским, Асклепием Газой, Лонгином Ашкелоном, Макарием Яниной, Зеном Тиром и другими.13Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Арианский спор стал серьезной проблемой, угрожавшей нарушить мир и единство церкви и империи. Константин написал письмо «Александру и Арию» с призывом к примерению. Письмо было написано в Никомедии, поэтому некоторые пришли к выводу, что Евсевий Никомедийский — сторонник Ария, возможно, участвовал в составлении письма. Письмо было передано Осию Кордубскому, который доставил его в Александрию.14Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Вскоре после получения письма от Константина Александр созвал еще один общий собор епархии, подтвердивший согласие с исповеданием веры. Ранее Александр распространил соглашение об использовании богословского термина «единосущный». Также собор подтвердил отлучение Ария и осуждение последователей Мелетия, что еще больше разозлило сторонников Ария в Александрии. Сам Арий официально пожаловался императору на то, как Александр обошелся с ним. В ответ Константин призвал Ария выступить со своим обращением перед всеобщим собором Церкви, который состоится в Никее 14 июня 325 года.15Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Первый Никейский Собор

Основная статья: Первый Никейский собор

Александр пришел на первый всехристианский собор со своими сторонниками Потамоном из Гераклеи, Пафнутием из Фив и дьяконом Афанасием. Александр сам должен был председательствовать на собрании, но чувствовал, что не может быть одновременно председательствующим и главным обвинителем. На этом основании он передал председательство Осию Кордубскому. (прим. UniversityReligion.ru – Исторически точно не установлено, кто председательствовал на Первом Никейском соборе, общепринято считать председателем Осия Кордубского. Также утверждение источника, что Александр передал свое председательство Осию, вероятно, следует рассматривать, как предположение).

После обсуждения собор принял решение, подтвердившее анафему Ария, Мелетий сохранил свой епископский титул, но лишался каких-либо епископских полномочий. Назначенные Мелетием священники сохраняли свои титулы, но могли получить титул епископа только с разрешения Александра. Собор наделил правом епископа Александрии определять дату празднования Пасхи, прося лишь его сообщать о своем решении Риму и остальному христианскому миру.16Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Другие обстоятельства

После того, как Александр возглавил епархию Александрии в 313 году провел реорганизацию Египетской церкви.

Он, вероятно, стал первый, кто в официальном церковном документе (циркулярном письме епископам) применил термин Богородица к Марии из Назарета17Aleksander, św.; w Encyklopedia Katolicka, T. 1: A i Ω — Baptyści. — 1973. — ​ISBN 83-86668-01-6​. (Святой Александр. Католическая энциклопедия. Том 1. 1973.).

При его епископстве была построена самая большая церковь в Александрии в честь Святого Феона (ум. 300)18Teonas, biskup Aleksandrii na deon.pl (Феон, епископ Александрийский) Ссылка (польский).

Смерть

Через пять месяцев после возвращения в Александрию из Никеи Александр умер. Один из источников сообщает о смерти 22-го Барамуда или 17 апреля 326 года. Согласно римскому мартирологу до Ватикана II датой смерти Александра Александрийского считается 17 или 18 апреля19Alexander von Alexandrien w: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (niem.) (Александр Александрийский. Биографо-библиографическая энциклопедия церквей) 20Aleksander, biskup Aleksandrii na DEON.pl (Александр, епископ Александрийский) Ссылка (польский). Место смерти — Александрия.

Предполагается, что перед своей смертью он назвал дьякона Афанасия своим преемником21Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.), который и стал новым епископом Александрии.

Согласно другим традициям, датой смерти принято считать 26 февраля 328 года.22Venance Grumel, Traité d’études byzantines, vol. I La chronologie, Presses Universitaires de France, Paris, 1958, Chapitre IV : « Listes ecclésiastiques : Patriarches d’Alexandrie (282-535) », p. 442. (Венанс Грумель. Византийский договор. Вып. I. Хронология, Издательство Академии Франции. Париж. 1958. Глава IV: «Церковные списки: Патриархи Александрийские (282-535)». Стр. 442) 23Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 17. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 17)

Оценка современников

Александр считается одним из инициаторов Первого Никейского собора 325 года. Его участие будет иметь первостепенное значение впоследствии, когда император Феодосий I примет судьбоносное решение, провозгласившее Никейское христианство официальной религией империи Фессалоникийским эдиктом в 380 году.

Александр также известен приверженностью апостольской доктрине. Одним из его самых выдающихся решений стало назначение своим преемником молодого дьякона Афанасия, впоследствии ставшего выдающимся деятелем христианской Церкви.

Будучи епископом, Александр уважал монашество, выделял тех, кто жил отшельниками в пустыне, и которых называл образцом для своих прихожан. Проповедовал о благотворительности, помощи бедным своей епархии, добродетели, сам славился благодетелью.

Его высоко ценили прихожане и духовенство, называли «человеком, преданным народу и духовенству, великолепным, щедрым, красноречивым, любящим Бога и человека, преданным бедным, добрым и прилежным ко всем; он никогда не нарушал свой пост, пока солнце светило на небе».24Campbell, Thomas Joseph (1913). «St. Alexander (of Alexandria)» . In Herbermann, Charles (ed.). Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. (Томас Джозеф Кэмпбелл. Святой Александр (Александрийский). Ред. Чарльз Герберман. Католическая энциклопедия. Нью-Йорк. 1913.) Ссылка (англ.)

Работы

Согласно Епифанию Саламину25Panarion, 69, 4. (Панарион, 69, 4.), Александр написал семьдесят писем. Упоминается коллекция писем, написанная им об арианском споре. Однако, эти письма не сохранились, за исключением двух: письма Александру Константинопольскому26Oppure, secondo H.G. Opitz, ad Alessandro vescovo di Tessalonica (Quasten, p. 18)., написанному примерно в 324 году, и письма всем епископам об отлучении Ария («наши дорогие и самые почитаемые собратья по службе у христианской церкви повсюду», около 319 г.27Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 17-19. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 17-19.)).

Сохранилась также проповедь, «De anima et corpore deque passione Domini», авторство которой в сирийской версии приписывается Александру, но коптской версией приписывается Афанасию.28Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.) В этой работе говорится об отношениях между телом и душой и необходимости любви к Иисусу.

Ему приписывается еще одна работа «Enconium of Peter the Alexandrian», сохранившаяся в пяти кодексах. Текст работы можно реконструировать по отдельным фрагментам и переводу в «Истории патриархов». Она содержит библейские аллюзии, традиции и изображения мученичества Петра, является одним из лучших примеров литературного стиля того времени, основанного на сложной структуре, компетентности в богословии и общем литературном стиле.29Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)

Другие подлинные отрывки его работ дошли до нас только в виде фрагментов.30Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 20. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 20.) Многие цитаты из его писем и проповедей содержаться в трудах Афанасия Великого.

Упоминается о письме императору Константину Великому с просьбой о созыве всехристианского собора, который состоялся в 325 году.

Письма и проповеди собраны в каталоге Clavis Patrum Graecorum под номерами 2000-2021 (CPG 2000-2021).

Почитание

Александра Александрийского почитают как святого в Коптской православной церкви Александрии, Восточной Православной церкви и Римско-католической церкви. Хотя в последнее время несколько забыт.

Католическая и Православная церковь празднует память Александра Александрийского 26 февраля (ранее 17 апреля31Saint Alexander of Alexandria — Saints.SQPN.com (ang.) (Святой Александр Александрийский — Saints.SQPN.com) Ссылка (англ.)).

Греко-католическая церковь упоминает в литургии Александра Александрийского — 20 мая32Aleksander, biskup Aleksandrii na DEON.pl (Александр, епископ Александрийский) Ссылка (польский) (2 июня по григорианскому календарю), то есть в день созыва Никейского собора 20 мая 325 года.

Сирийская православная церковь — 29 мая33Alexander von Alexandria — Ökumenisches Heiligenlexikon. (Александр Александрийский. Вселенская энциклопедия Святых) Ссылка (нем.) (11 июня по григорианскому календарю).

Коптская православная церковь — до 17 апреля по православной литургии (30 апреля по григорианскому календарю), то есть по 22 паремуду по коптскому календарю34Kalender 17. April (Koptisch). Heiligenlexikon. (Календарь 17 апреля (коптский)) Ссылка (нем.).

«26 февраля — День памяти Святого Александра, епископа: славный старейшина с ревностным усердием к вере, ставший после Святого Петра главой Александрийской церкви, отделил своего священника Ария от церковного причастия, извращенного своей безумной ересью и опровергнутый Божественной истиной, которого он позже осудил, присоединившись к тремстам восемнадцати Отцам Первого Никейского собора».

Римский мартиролог

Иконография

В иконографии Александр Александрийский изображается в типичной для святых епископов манере. В западной традиции представляется со стилусом в руке.

Покровитель

Покровитель города Бергамо (Италия)35Sant Alessandro di Alessandria — Santi Beati. Piero Bargellini.

Источники в Интернет

Подготовлено на основе обобщения сведений статей Wikipedia.org об Александре Александрийском на русском, английском, французском, немецком, испанском, итальянском и польском языках. (Ссылки приведены в соответствии с оригинальными статьями.)

Ссылки   [ + ]

1. Christie, Albany James (1867). "Alexander of Alexandria". In William Smith (ed.). Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. 1. Boston: Little, Brown and Company. pp. 111–112. (Олбани Джеймс Кристи. "Александр Александрийский". Ред. Уильям Смит. Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Бостон. 1867. Стр. 111-112) Ссылка (англ.)
2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 21, 28, 29. Atiya, Aziz S. The Coptic Encyclopedia. New York:Macmillan Publishing Company, 1991. ISBN 0-02-897025-X. (Азиз С. Атия. Коптская энциклопедия. Нью-Йорк. 1991.)
8, 17. Aleksander, św.; w Encyklopedia Katolicka, T. 1: A i Ω - Baptyści. - 1973. - ​ISBN 83-86668-01-6​. (Святой Александр. Католическая энциклопедия. Том 1. 1973.)
18. Teonas, biskup Aleksandrii na deon.pl (Феон, епископ Александрийский) Ссылка (польский)
19. Alexander von Alexandrien w: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (niem.) (Александр Александрийский. Биографо-библиографическая энциклопедия церквей)
20, 32. Aleksander, biskup Aleksandrii na DEON.pl (Александр, епископ Александрийский) Ссылка (польский)
22. Venance Grumel, Traité d'études byzantines, vol. I La chronologie, Presses Universitaires de France, Paris, 1958, Chapitre IV : « Listes ecclésiastiques : Patriarches d'Alexandrie (282-535) », p. 442. (Венанс Грумель. Византийский договор. Вып. I. Хронология, Издательство Академии Франции. Париж. 1958. Глава IV: "Церковные списки: Патриархи Александрийские (282-535)". Стр. 442)
23. Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 17. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 17)
24. Campbell, Thomas Joseph (1913). "St. Alexander (of Alexandria)" . In Herbermann, Charles (ed.). Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. (Томас Джозеф Кэмпбелл. Святой Александр (Александрийский). Ред. Чарльз Герберман. Католическая энциклопедия. Нью-Йорк. 1913.) Ссылка (англ.)
25. Panarion, 69, 4. (Панарион, 69, 4.)
26. Oppure, secondo H.G. Opitz, ad Alessandro vescovo di Tessalonica (Quasten, p. 18).
27. Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 17-19. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 17-19.)
30. Johannes Quasten, Patrologia, vol. 2, Marietti, 1969. P. 20. (Йоханнес Квастен. Патрология. Том 2. 1969. Стр. 20.)
31. Saint Alexander of Alexandria - Saints.SQPN.com (ang.) (Святой Александр Александрийский - Saints.SQPN.com) Ссылка (англ.)
33. Alexander von Alexandria - Ökumenisches Heiligenlexikon. (Александр Александрийский. Вселенская энциклопедия Святых) Ссылка (нем.)
34. Kalender 17. April (Koptisch). Heiligenlexikon. (Календарь 17 апреля (коптский)) Ссылка (нем.)
35. Sant Alessandro di Alessandria - Santi Beati. Piero Bargellini