Home » История христианства » Хронология апостола Павла

Хронология апостола Павла

Проблемы хронологии

Послания Павла и Деяния Апостолов ничего не сообщают о времени и месте (за возможным исключением 1Кор. 16:8: Ефес) написания посланий. События, имеющие большое значение для истории раннего христианства, например, Деяния Апостолов или призвание Павла, не приводятся Лукой в хронологическом порядке. Не известен даже год рождения и смерти апостола Павла. Павел в посланиях не склонен приводить какие-либо сведения в хронологическом порядке. Кроме того Лука, также избегает или не может дать точную привязку какого-либо события к конкретному времени, как он это делает в начале, описывая деятельность Иоанна Крестителя (Лк. 3:1).

Противоречия, которые возникают в результате анализа сведений разных источников, становятся причиной многочисленных дискуссий. Кроме того, косвенные данные, полученные в результате расчетов затраченного времени, например, на путешествие из одного города в другой, часто варьируют в широких пределах. По этой причине, в большинстве случаем можно лишь говорить о большей или меньшей правдоподобности называемых дат.

Методология

Целью хронологии апостола Павла является определение временных рамок, в которых включались бы основные события vita Pauli [жизни Павла].

Методологические соображения, заслуживающие рассмотрения, приведены N. Hyldahl, Chronologie, 1–17.

К основным источникам информации относятся:

  1. послания апостола Павла;
  2. Деяния Апостолов;
  3. иные исторические источники.

Отправной точкой методологических соображений является очевидный историку принцип отдавать предпочтение первоисточнику, то есть послания апостола. В этом случае возможны три ситуации: если другие источники противоречат посланиям, то предпочтение следует отдавать первоисточнику. Если сведения всех источников согласуется, то имеется возможность получить надежную основу для хронологии Павла. И третий случай, если информация содержится только в Деяниях Апостолов, в этом случае необходимо исследовать, насколько Лука достоверно отражает традиции прошлого и не основан ли его рассказ на редакционном оформлении. Историки по-разному проводят хронологических анализ, в зависимости от своего отношения к этим вариантам. Несмотря на очевидную значимость первоисточника, то есть посланий Павла, богослов Юрген Беккер справедливо отмечает, что хотя самыми ценными с хронологической точки зрения сведения заложены в Гал. 1-2, этот текст также содержит полемические рассуждения о галатах и поэтому упоминает только то, что полезно. Поэтому Павел не создает нейтральной последовательности сведений своей жизни, но является стороной в споре и хочет подчеркнуть свою независимость от Иерусалима1J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr, Tübingen. Стр. 17..

Хронологию можно разделить на абсолютную и относительную.  

Естественной отправной точной определения последовательности событий является абсолютная хронология, опирающаяся на упомянутые в Новом Завете и известные в мировой истории, события, о которых свидетельствуют древние историки или археологические находки. На основе абсолютной хронологии может быть выстроена относительная, использующая сведения из источников или косвенные вычисления, например, срок пребывания в Коринфе или время, которое может быть затрачено на дорогу из одного города в другой.

Абсолютная хронология

Известны два события, которые позволяют реконструировать абсолютную хронологию жизни Павла:

  1. изгнание иудеев из Рима при Клавдии (Деян. 18:2b);
  2. срок пребывания в должности проконсула Галлиона в Ахаии.

В случае, когда богословы опираются в качестве источника только на послания Павла, к абсолютным датам относят дату смерти Иисуса, которая сама является относительной, но тем не менее большинство считает верной 30 г. н.э.2J. Gnilka, Jesus von Nazaret, Freiburg 4 1995, стр. 316; Blinzler, Der Prozess Jesu, стр. 101-108. (реже 27 г. н.э.), и упоминание короля Арета во 2Кор. 11:32 правившего с 9 г. до н.э. до 40 г. н.э., из чего делается вывод, что событие Дамаска и призвание апостола должны были произойти в 30-х гг. н.э.

Лука, в отличие от Павла чаще опирается на события всемирной истории, однако и их точная датировка часто ставится под сомнение. К таким события относятся упомянутые в Деяниях события:

  1. голод при Клавдии (Деян. 11:28). Сомнение вызывает то, что Лука его документирует не как «всемирное», а как местное событие.
  2. Гонения на иерусалимскую общину при Ироде I Агриппе (Деян. 12:1 и далее, 12:20 и далее. Это событие не может быть точно датировано независимо от Луки.
  3. Смена прокуратора Феликса Фестом (Деян. 24:27), также как и в случае с гонениями на иерусалимскую общину, не может быть точно датирована.
  4. Эдикт Клавдия, чаще всего датируется 49 г. н.э., но и эта дата некоторыми историками ставится под сомнение, так как опирается только на сведения, приведенные поздним историком Оросием.

Эдикт Клавдия

Сетоний (Claudius 25,4) сообщает о Клавдии: Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantis Roma expulit («Он изгнал евреев из Рима, потому что они, подстрекаемые Хрестом, постоянно вызывали беспорядки»)3Доказательство, что impulsore Chresto не относится к неизвестному еврейскому мятежнику или притворщику Мессии с общим рабским именем — Chrestus приведено H. Botermann, Das Judenedikt des Claudius, 57–71.. Событие датируется поздним христианским историком Оросием (V в.) 9-м годом правления Клавдия (= 49 г. н.э.)4Оросий, Historia adversum paganos VII 6,15. Всеобъемлющие пояснения R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 139–180.. Со смертью Клавдия в октябре 54 г. н.э. указ потерял свою силу5Светоний, Nero 33,1, где сообщается, что Нерон отменил решения и декреты Клавдия; кроме того Рим. 16:3 (Прискилла и Акил вернулись в Рим)..

Надпись "Галлион"

Срок полномочий проконсула Ахаии Луция Галлиона, старшего брата философа Сенеки, упомянутого в Деян. 18:12, может быть определен относительно точно по написанному императором Клавдием письму в город Дельфы6Греческий текст надписи «Галлион», отредактированной A. Plassart и улучшенной J. H. Oliver, доступна у H.-M. Schenke – K. M. Fischer, Einleitung I, 50–51. Всеобъемлющий анализ J. Murphy-O’Connor, St. Paul’s Corinth, 161–169.219–221 (текст очень неполной надписи с обсуждением возможных моделей реконструкции); P. Pilhofer, Das Neue Testament und seine Welt, 133–138; D.-A. Koch, Geschichte des Urchristentums, 557–561.. В тексте в качестве даты написания упоминается 26-е провозглашение Клавдия императором. Хотя 26-я аккламация уже не может быть датирована, надпись доказывает, что 27 аккламация не датирована.

Аккламация 1 августа 52 г. уже завершена7A. Deissmann, Paulus, 215; H.– M. Schenke/K. M. Fischer, Einleitung I, 52.. Письмо было адресовано либо преемнику Галлиона (согласно A. Plassart), либо (скорее всего) городскому совету Дельф8J. H. Oliver, The Epistle of Claudius which mentions the Proconsul Junius Gallio, Hesp 40 (1971), (239–240) 239; также J. Murphy-O’Connor, St. Paul’s Corinth, 164., и было бы написано весной 52 года. Это означает, что Галлион будет иметь обычный годичный срок полномочий для проконсула сенаторской провинции с начала лета 51 по начало лета 52 г. н.э.9Согласно Сенеке, Ep 104,1, Галлион заболел лихорадкой в Ахае, так что преждевременное прекращение его полномочий там не может быть исключено.. Прискилла и Акил, которые были изгнаны из Рима, прибыли в Коринф «недавно» до Павла (Деян. 18:2: προσφάτως), поэтому апостол прибыл в Коринф в 50 году. Если объединить утверждение в Деян. 18:11 о том, что Павел пробыл в Коринфе 1 год, с предположением, что иудеи напали на Павла вскоре после вступления в должность нового проконсула, то событие с Галлионом (Деян. 18:12-16) датируется второй половиной 51-го года10Эта дата представляет собой единственный консенсус последних исследований по хронологии Павла, A. Suhl, Paulus und seine Briefe, 325; G. Lüdemann, Paulus I, 183; R. Jewett, Paulus-Chronologie, 75; N. Hyldahl, Chronologie, 122; R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 180–189..

Относительная хронология

Начало 50-го года в качестве даты прибытия Павла в Коринф является единственной, по которой среди богословов достигнут консенсус, что позволяет выстроить относительную хронологию в направления как вперед, так и назад.

Однако в построении относительной хронологии, следует обращать внимание, на то, описывает ли Павел в посланиях свои намерения или уже произошедшие события. Он не рах менял свои планы из-за: болезни (Гал. 4:12 и далее), гонений и заключений (1Кор. 4:9-13; 15:32; 2Кор. 1:5-10; 4:7-12; 11:23 и далее; Флп. 1:7; 1Фес. 2:2), а также незапланированные путешествия, как, например, в Коринф.

События до Коринфа

Прибывание Павла в Коринфе, согласно Деяниям Апостолов, является частью большой миссии в Малой Асии и Греции, называемой в Деяния 2-м миссионерским путешествием (Деян. 15:36-18:22). Восстановление миссии стало возможным благодаря традициям, переработанным Лукой. В начале миссии Павел и Сила посетили уже существующие церкви в Сирии и Киликии (Деян. 15:40f, также Деян. 15:23/Гал. 1:21). Затем Павел отправился в Дервию и Листрию (Деян. 16:1), обратил Тимофея (1Кор. 4:17). Далее путешествие продолжилось по Фригии и Галатии (Деян. 16:6), после чего последовала миссия в Европе.

Часть европейской миссии начиналась с Филипп (Деян. 16:11-12a; Флп. 4:15 и далее), откуда Павел отправился в Фессалоники (Деян. 17:1), затем через Верию в Афины (Деян. 17:10,15). И уже из Афин в начале 50 г. Павел отправился в Коринф. В основных чертах, сведения Деяний совпадают со свидетельствами Павла. Так он сообщает, что после прибытия в Фессалоники из Филипп, им была основана церковь (1Фес. 2:2). О пребывании в Афинах сообщается также в 1Фес. 3:1. Таким образом, согласно Деяниям Апостолов и 1 Посланию Фессалоникийцам, порядок остановок европейской части миссии следующий: Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф11Об остающихся различиях между Деяниями Апостолов и посланиями A. Suhl, Paulus und seine Briefe, 96ff; G. Lüdemann, Paulus I, 35f.. Период, охватывающий эту часть миссии, составляет около 1,5 лет12R. Jewett, Paulus-Chronologie, 100–107, указывает на то, что путешествия Павла между Собором Апостолов и его прибытием в Коринф могли занять три-четыре года. Тем не менее, он также считает 18 месяцев возможным временем путешествия (стр. 107). В рамках предполагаемой здесь хронологии максимальное время путешествия составляет два года., что говорит о непосредственной близости к Апостольскому собору и антиохийскому инциденты, датируемые первой половиной 48 года13Обоснование R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 284–286. J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr, Tübingen, стр. 21, тем не менее отмечает, что как и в Гал. 1:15, Павел отделяет ст. 2:12b и 2:14 словом «когда», таким образом не делает временной связи между Апостольском Собором и Антиохийским инцидентом, ставя последний вне хронологии. Беккер здесь же сообщает, что повествование в исторической последовательности уже в древности было традиционным, и отступление от этого порядка было исключением..

Согласно Гал. 2:1-10,11-14, Антиохийский инцидент произошел в непосредственной временной близости с Апостольским Собором. Павел прямо не связывает эти два события с определенным временем, однако последовательность текстов Послания Галатам и аргументация Павла предполагают близкую хронологическую последовательность. Таким образом, антиохийский инцидент должен приходится на лето 48 года, когда Павел и Варнава находились в Антиохии после возвращения из Иерусалима (Деян. 15:35). Павел не сообщает о последствиях спора с Петром (Гал. 2:11 и далее) и результате Антиохийского инцидента, что может свидетельствовать о негативном для него результате. В тоже время Деян. 15:36 и далее иначе мотивируют разлуку Павла и Варнавы, после чего началась самостоятельная (2-я) миссия Павла язычникам. 

Свидетельства Деяний Апостолов и посланий в период от обращении Павла до Апостольского Собора различаются. В Гал. 1:6-2:14 Павел приводит обзор своего миссионерского служения вплоть до Собора Апостолов. В Гал. 1:17 он подчеркивает, что после обращения «не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск»14Бегство апостола от воинов этнарха Набатейского царя Арета IV (ок. 9 до н.э. — 38/39 г. н.э.), упомянутое во 2Кор. 11:32f, ссылается на эту раннюю миссию Павла; о проблемах A. Suhl, Paulus und seine Briefe, 314f; A. Knauf, Zum Ethnarchen des Aretas 2Kor 11,32, ZNW 74 (1983), 145–147.. Возможно, что делая это замечание Павел хочет подчеркнуть свою независимость от иерусалимской общины, а фраза в Гал. 1:18 ἔπειτα μετὰ ἔτη τρία («3 года спустя») относится к его обращению. Только спустя 3 года Павел отправляется в Иерусалим, чтобы оставаться там в течение 15 дней для встречи с Кифой и братом Господа Иаковом.

Следующий визит в сопровождении Варнавы и Тита в Иерусалим состоится через 14 лет (Гал. 2:1: ἔπειτα διὰ δεκατεσσάρων ἐτῶν) по случаю Апостольского собора, а до него Павел будет оставаться в Сирии и Киликии, куда он отправился из Иерусалима (Гал. 1:21). Географически здесь существует контраст: под Сирией и Киликией в Гал. 1:21 здесь понимается местность вокруг родного города Павла Тарса, но не Антиохия (также Сирия), как описано в Гал. 2. Дата в Гал. 2:1 относится к первому визиту в Иерусалим15U. Schnelle, Einleitung, 38; также J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr, Tübingen. Стр. 19., это подчеркивается фразой πάλιν δὲ ἀνέβην («опять»). Таким образом, учитывая, что в то время период («14 лет») подсчитывался по количеству неполных лет (то есть 13+), миссионерская деятельность в Сирии и Киликии до Апостольского Собора весной 48 года длилась около 13 лет и состояла из двух этапов: вероятно, около 6 лет в Тарсе и Киликии до присоединения к антиохийской миссии, что произошло в примерно 42 г. Можно предполагать, что смена Тарса на Антиохию стало результатом его подъема до представителя в антиохийской миссии, где ключевую роль играл Варнава16J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr, Tübingen. Стр. 19.. Павел опускает рассказ о периоде между своей миссией в Сирии и Киликии (ст. 21) и сразу подводит к Апостольскому собору в ст. 22-24, сообщая, что у него не было личных контактов с иерусалимской общиной и там его знали только по слухам. В тоже время ст. 22-24 могут свидетельствовать о более широкой традиции Павла, то есть многие общины могли знать о его деятельности в Антиохии, тем более что Апостольский Собор быстро стал известен в молодом христианстве, поэтому у апостола не было необходимости детально рассказывать галатской общине об этом периоде его жизни.

Первый визит в Иерусалим должен приходится на 35 год, а путешествие в Аравию — на 34 год между обращение Павла в 33 году и визитом в Иерусалим. 33 год, как год призвания и события под Дамаском, согласуется с предполагаемой датой смерти Иисуса, 14 Нисана 30 года (7 апреля)17Основательное доказательство A. Strobel, Der Termin des Todes Jesu, ZNW 51 (1960), 69–101.. В пользу этой даты можно привести два аргумента:

  1. согласно астрономическим вычислениям и традиции о дате смерти Иисуса, 14 Нисана в 30-ом году выпадает на пятницу;
  2. согласно Лк. 3:1,2, Иоанн Креститель выступил с публичным заявлением в 27/28 году, эта дата знаменует начало служения Иисуса, длительность которого будет составлять примерно 2-3 лет.

Период между распятием Иисуса и обращением Павла, равный трем годам, предполагает распространение раннего христианства, что объясняет возможным гонения Павла на христиан.

Центральной проблемой хронологии Павла этого периода является противоречие между Гал. 1:2 и свидетельством Деяний Апостолов. Павел подчеркивал в Гал. 1:17, что он не пошел в Иерусалим сразу после своего обращения в Дамаске, однако, согласно Деян. 9:26, он пошел в Иерусалим сразу после своего бегства из Дамаска. В данном случае, вероятное объяснение расхождения, является желание Луки продемонстрировать единство зарождающейся Церкви, показывая непосредственный контакт Павла с иерусалимскими апостолами.

Если Павел сообщает в Гал. 1:18 только об одном путешествии в Иерусалим до Апостольского Собора, то Деяний (Деян. 11:27-30) указывают о двух посещений Иерусалима до Собора Апостолов. Вероятно, это расхождение также связано с намерениями Луки и его экклезиологии, поэтому предпочтение отдается свидетельствам самого Павла. В Деян. 11:27-30 Лука обработал отдельные элементы традиции, чтобы подчеркнуть преемственность истории спасения и единство Церкви: в Деян. 11:19-26 он сообщил об основании важной Антиохийской церкви, а ст. 27-30 сразу же показывает установление контакта между ранней церковью Иерусалиме и церковью в Антиохии18Анализ G. Strecker, Die sogenannte Zweite Jerusalemreise des Paulus (Act. 11,27–30), in: ders., Eschaton und Historie, 132–141.. Для Луки путешествия апостола Павла в Иерусалим позволяет составить картину, иллюстрирующую распространение Евангелия в мире, что служит его экклезиологии и позволяет обработать обширный материал традиций. Одно великое путешествие Иисуса в Иерусалим (Лк. 9:51-19:27), пять путешествий Павла-миссионера в Иерусалим (Деян. 9:26; 11:27-30; 15:2,4; 18:22; 21:15) и путешествие Павла-мученика в Рим образуют для Луки единство. Однако, по свидетельству самого Павла, он посетил Иерусалим всего три раза, как христианский миссионер.

В Гал. 1:21 Павел сообщает только о миссионерской деятельности в Сирии и Киликии до Апостольского Собора, однако Деян. 13/14 также сообщают о миссионерской деятельности на Кипре и в Малой Асии в местах Памфилии, Писидии и Ликаонии. Является ли 1-е миссионерское путешествие, в качестве «примерной миссии»19H. Conzelmann, Apg, 7. Несомненно, периодизация работы Павла обязана конструкции Луки: «В трех путешествиях Павла Лука структурировал Деяния в соответствии с богословскими аспектами: сначала узаконена миссия язычников, затем — независимость этой миссии от синагоги, и, наконец, политическая значимость этой универсализации христианства становится все более очевидной» (C. Burfeind, Paulus muß nach Rom, 83). В то же время, однако, многочисленные традиции места, времени и людей указывают на то, что Лука в своем замысле точно отражает ход павловской миссии в ее основных чертах.? На этот вопрос нельзя ответить однозначно «да» или «нет». Тогда как миссионерская деятельность Павла на Кипре может быть оспорена20Согласно Деян. 11:19, Кипр был миссией эллинистам, изгнанным из Иерусалима, так что христиане с Кипра действовали и в Антиохии (Деян. 11:20). Кроме того, Варнава и Иоанн Марк (Деян. 13:5b) снова едут на Кипр (Деян. 15:39) для миссионерской работы там. Возможно, антиохийские кипрские традиции были связаны с Варнавой (Деян. 4:36f), Лука взял их и соединил с Павлом во второй раз в Деян. 13:1-3,4-12, таким образом объединив Варнаву, Павла и Иоанна Марка; анализ Деян. 13:4–12 G. Lüdemann, Das frühe Christentum, 155–158. С другой стороны, местные традиции (особенно проконсул Сергий Павел) можно назвать историческими; C. Breytenbach, Paulus und Barnabas, 38–45., миссия в Памфилии, Писидии и Ликаонии не может легко согласовываться с утверждением Гал. 1:2121M. Hengel, Die Ursprünge der christlichen Mission, NTS 18 (1971/72), 18 Anm. 15, указание на то, что Сирия и Киликия (с Тарсом) во времена Павла образовали римскую провинцию.. С другой стороны, Павел также не приводит подробной информации об отдельных остановках своей миссии там, а лишь подчеркивает независимость от Иерусалима. Кроме того, рассказ Луки в Деян. 13/14 содержит многочисленные традиции, которые указывают на историчность 1-го миссионерского путешествия в 45-47 г.22Анализ и хронологическая классификация Деян. 13:1–14:28 J. Roloff, Apg, 194 ff; R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 234–248; C. Breytenbach, Paulus und Barnabas, 16–97..

Необходимо отметить, что в Гал. 1-2 Павел, давая краткую ссылку на свою биографию от обращения под Дамаском до Антиохийского инцидента, не сообщает о свое длительном пребывании в Антиохии, ни о том, как он туда пришел и покинул, ни об антиохийском инциденте. В то же время он Павел упоминает о 15-дневном посещении Петра в Иерусалима (Гал. 1:18f). Вероятно, этим он хочет прояснить в свете спора с галатами свои отношения с Иерусалимом. Также он использует аргумент Петра в Гал. 2:14 и далее для формулирования тематического введения к аргументации с галатами. Павел также ничего здесь не сообщает о своей уже независимой от Антиохии миссии галатам, в частности, и язычникам в целом, возможно потому, что независимость от Иерусалима стала для него естественной.

В Гал. 1:13f приводит очень краткие сведения о своем иудейском периоде жизни.

События после Коринфа

Миссия Павла после посещения Коринфа в начале 50 г., описанная в Деяниях 18:1-17, также должна быть выстроена в относительной хронологии. Однако уже сведения о путешествиях в Деян. 18:18-23 поднимает большие проблемы. Павел пребывая в Коринфе несколько дней, затем отправляется в Сирию. Он оставляет супругов Прискиллу и Акила, которые сопровождают его в Ефес, беседует с иудеями в синагоге, но отвергает появившуюся миссионерскую возможность покинуть Ефес.

В Деян. 18:18 Сирия называется местом назначения Павла. В Деян. 18:22 он приходит в Кесарию, возвращается (ἀναβάς = «идет») в Иерусалим и затем направляется из Иерусалима в Антиохию23Анализ Деян. 18:18–23 A.Weiser, Apg II, 496ff. Разделение редактирования и традиции приводит к следующей картине: традиционные элементы могут содержать ст. 18a-c,19a,21b-23, в то время как ст. 18d,19b-21a соответствуют лукианскому образу Павла.. Послания Павла не подтверждают эти остановки, за исключением переезда супружеской пары Прискиллы и Акила из Коринфа в Ефес. Также не может быть дано объяснение мотивации его путешествия. Что хотел Павел в Антиохии во время своей успешной миссионерской деятельности в Македонии и Малой Асии? Наконец, путешествие в Кесарию и посещение Иерусалима остаются необъяснимыми, так как согласно Деян. 18:18 Сирия является фактическим пунктом назначения, а согласно Деян. 18:22 — Антиохия. Дать объяснение путешествия в Кейсарию при неблагоприятных условиях24Например, E. Haenchen, Apg, 525; J. Roloff, Apg, 276. — более чем неудобная информация. Четвертое посещение Иерусалима не может быть исторически подтверждено25A.Weiser, Apg II, 502; J. Roloff, Apg, 277., так как записи Луки противоречат посланиям Павла. Таким образом, оправдывается исключение посещения Иерусалима (Деян. 18:22), а также то, что Кесария и Антиохия являются местом назначения, то есть, согласно Деян. 18:18, Сирия остается местом назначения путешествия. С другой стороны, традиция до Луки сообщает о путешествии апостола в Антиохию, откуда он посетил Галатскую землю и Фригию по пути в Ефес. После того, как попытки приписать традиции Деян. 18:18-23, к другому (4-му, по Луке) путешествию Павла в Иерусалим, потерпели неудачу26A.Weiser, Apg II, 495–502., остается довольствоваться пониманием того, что по свидетельству традиций, присутствующих у Луки, Павел сначала вернулся в Антиохию после своего пребывания в Коринфе, только для того, чтобы снова отправиться в Ефес. Однако, если историчность этих сведений можно считать исторически достоверными, то посещение Иерусалима во время этого путешествия исключается.

Реконструкция миссии Павла в Ефесе содержит меньше неопределенностей (Деян. 19). Путешествия, описанные в Деян. 18:18-23, длились с лета 51 по весну 52 года, после чего Павел находился в Ефесе примерно 2 3/4 лет (Деян. 19:8,10; 20:31), то есть с лета 52 по весну 55 года. После пребывания в Ефесе последовало путешествие по сбору пожертвований в Македонию и Ахаию. Согласно Деян. 19:21 и 1Кор. 16:5, Павел хотел поехать через Македонию в Коринф. Также из Деян. 20:1-3 Коринф можно рассматривать как пункт назначения, куда апостол, вероятно, прибыл в начале 56-го года и пребывал там 3 месяца (Деян. 20:3). Изначально Павел намеревался отправиться прямо из Коринфа в Сирию на корабле. Однако иудеи помешали ему сделать это и он был вынужден возвращаться через Македонию. Эти свидетельства Деян. 20:3 противоречат Рим. 15:25, где Павел сообщает о своем возвращении в Иерусалим, чтобы доставить собранные пожертвования. В Рим. 15:25, однако, не говорится о прямом пути из Коринфа в Иерусалим, поэтому нет необходимости строить контраст между высказываниями Деяний и свидетельством Павла.

Согласно Деян. 20:6, затем Павел отправился из Коринфа в Филиппы, далее в Троаду и оттуда через Ассоса в Милет. На корабле апостол продолжил свое путешествие в Кесарию и потом добрался до Иерусалима в день Пятидесятницы 56 года (Деян. 20:16)27Отрывок из Деян. 18:23-21:14 традиционно называется 3-м миссионерским путешествием, которое приходится на период 52-55/56 гг. н.э. Очевидно, что Лука намеревается провести такую периодизацию с возвращением Павла в Антиохию в Деян. 18:22. Но в то же время проблемы, упомянутые в Деян. 18:18-23, показывают, насколько трудны такие разделения. В то время как 1-е миссионерское путешествие (Деян. 13:1-14:28) и начало 2-го путешествия (Деян. 15:36) можно четко различить, переход от 2-го к 3-му миссионерскому путешествию четко не обозначен..

Решающей для дальнейшего построения хронологии является дата смены прокуратора Феликса Фестом, о чем сообщается в Деян. 24:27. Согласно Деян. 24:10 Феликс был прокуратором нескольких лет, а Павел уже два года находился в заключении, когда произошла его смена. Срок полномочий Феликса, вероятно, начался в 52/53 годах (Иосиф Флавий, Bell 2,247)28P. Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, 141 f., дата его смены оспаривается (5529G. Lüdemann, Paulus I, 197f Anm. 101., 58 или 59 г. н.э.30Высказываются за 59 г. н.э., например, R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 196–200; A. Scriba, Von Korinth nach Rom. Die Chronologie der letzten Jahre des Paulus, in: F.W. Horn (Hg.), Das Ende des Paulus, 163 f. Среди прочего они ссылаются на Y. Meshorer, Ancient Jewish Coinage II, New-York 1982, 183, который непосредственно связывает новую чеканку монет в Палестине с 5 годом правления Нерона (58/59 г.) и с вступлением в должность Феста и заключает: «Фест, по-видимому, вступил в должность в 59 г. н.э.» Чеканка монет и вступление в должность могут, но не обязательно, состояться в один и тот же год, тем более, что конец 58 года не может быть исключен, как год чеканки монеты. В альтернативных вариантах 58 или 59 г. н.э., 58 год имеет то преимущество, что он оставляет необходимое время для событий, которые должны были произойти в диапазоне 58/59 г.: смена прокуратора, новая чеканка монет, смена канцелярии верховного священника (согласно Иосифу Флавию, Ant 20,179, назначен в 59 году Измаилом Агриппа II).). Иосиф Флавий (Bell 2,250 — 270) датирует события, связанные с Феликсом во время правления Нерона. Нерон пришел к власти в октябре 54 года, тогда все события, упомянутые Иосифом, произошли бы в очень короткое время, если бы смена прокураторов произошла в 55 г.31Детальное обсуждение всех проблем R. Jewett, Paulus-Chronologie, 76–80. Таким образом, можно предположить, что передача власти произошла в 58 г.32S. Safrai/M. Stern, The Jewish People in the First Century, CRINT 1/1, Assen 1974, 74–76. Если Феликс вступил в должность в 52/53 году, то для него и для Феста остаётся десятилетний срок полномочий, так как в 62 году Albinos уже занимали должность прокуратора (Иосиф Флавий, Bell 6,301 и далее). Из рассказов Иосифа (Bell 2,247–276) и Деян. 24:10 следует, что Феликс большую часть этого времени был прокуратором., что также согласуется с Деян. 24:1, так как упомянутый первосвященник Анания находился на этой должности с 47 по 59 год33E. Schürer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ II, rev. and ed. by G. Vermes/F. Millar/M. Black, Edinburgh 1979, 231..

Поскольку Павел обращался к императору перед прокуратором Фестом (Деян. 25:11), то, вероятно, в 58 году он был отправлен в Рим вместе с пленными под руководством сотника (Деян. 27:1-28:16)34H.Warnecke, Die tatsächliche Romfahrt des Paulus, SBS 127, Stuttgart 1987, не отождествляет остров Μελίτη, упомянутый в Деян. 28:1, с названием Мальта, но считает, что он находится у побережья западного греческого острова Кефаллия. За эту теорию высказывается A. Suhl, Gestrandet! Bemerkungen zum Streit über die Romfahrt des Paulus, ZThK 88 (1991), 1–28; убедительная критика J.Wehnert, Gestrandet. О новом тезисе о кораблекрушении апостола Павла на пути в Рим (Деян. 27–28), ZThK 87 (1990), 67–99; M. Reiser, Von Caesarea nach Malta. Literarischer Charakter und historische Glaubwürdigkeit von Act 27, in: F.W. Horn (Hg.), Das Ende des Paulus, 49–74.. Если путешествие в Рим происходило зимой 58/59 года, то весной 59 года Павел прибыл в мировую столицу35R. Riesner, Frühzeit des Apostels Paulus, 201; A. Scriba, Von Korinth nach Rom, 171, время прибытия апостола в Рим 60 г. н.э..

Согласно свидетельствами Деян. 28:30, Павел, находясь в заключении, относительно свободно передвигался и в течение 2 лет беспрепятственно проповедовал в своем доме. Год смерти апостола неизвестен, но предполагается, что он умер мученической смертью в Риме в 64 году во время гонений на христиан при Нероне (1Клим. 5:5-7). Однако вопрос о смерти Павла скорее носит дискуссионный характер.

Хронология Г. Людемана

Немецкий богослов Герд Людеман предполагает, что общепринятая хронология жизни Павла, имеет серьезную проблему: если бы традиционная хронология была верна, то все послания Павла должны быть составлены в течение примерно пяти лет36Подробно G. Lüdemann. Paul. The Founder of Cristianity. Prometheus Books. New York. 2. A Life and a Chronology of Paul.. Все они были бы написаны человеком, который уже был христианином около девятнадцати лет и ветераном миссионерской работы. Соответственно, следует ожидать, что послания будут достаточно однородными; мало места остается для любой теории развития мысли Павла, отраженной в посланиях. Экспозиция историка о посланиях могла бы, скорее, исходить из старого богословского принципа: «Священное Писание — это его собственный толкователь» (Священное Писание ipsius interpres).

Возражения Людемана против принятой хронологии

  1. Павел не был делегатом, представляющим Антиохию на Соборе Апостолов, и не был младшим коллегой Варнавы. В Гал. 2:2 Павел сообщает, что причиной его поездки в Иерусалим было откровение. Похоже, это противоречит представлению Луки о Павле, как о младшем соратнике Варнавы (Деян. 11:25; 12:25). Далее, в Гал. 2:2 Павел подчеркивает свое намерение представить Евангелие, которое он проповедует среди язычников; это утверждение позволяет сделать вывод, что в то время Павел исполнял самостоятельную миссию. В Гал. 2:1 Павел отмечает, что он взял Тита с собой в Иерусалим, что отражает зависимое положение Тита по отношению к Павлу, в то время как ссылка на Варнаву в том же стихе отражает равное положение Павла и Варнавы. Действие, связанное с Титом, о котором никогда не упоминается в Деяниях Апостолов, свидетельствует о значительной самостоятельности Павла. Он подчеркивает включение верующих из язычников в эсхатологический народ Божий, тем более, что спор в Иерусалиме был сосредоточен вокруг требования обрезания. Более того, о Тите известно только из миссии Павла в Европе, что может говорить о независимой от Антиохии миссии Павла, предшествующей визиту в Иерусалим на Собор Апостолов.
  2. 49 г. н.э., как дата изгнания евреев из Рима, фактически не определена. Эта дата восходит к более позднему христианскому источнику V века Оросию и противоречит более ранним языческим источникам: объединенное свидетельство Светония (начало II в.) и Диона Хрисостома (конец II в.) указывает в качестве даты изгнания 41 год.
  3. Упоминания Луки об инцидентах в мировой истории часто ошибочны:
    • Деян. 4:6 и Лк. 3:2 неправильно назначают Анна первосвященником, вместо Каифы во время служения Иисуса и после его смерти;
    • Лк. 2:1-2 неправильно датирует перепись как минимум десятилетием; перепись была ограничена Иудеей и Сирией, а не, как сообщает Лука, всемирной;
    • Деян. 5:36-37 некорректно датируют Февда и сильно ошибается, ставя Иуду Галилеянина после Февда.
  4. Утверждение о всемирном голоде в Деян. 11:28 противоречит как мировой истории, так и Деян. 11:29-30, так как там говорится, что община в Антиохии смогла послать помощь в Иерусалим.
  5. Лука связывает воедино эпизоды Деяний посредством свободных хронологических указаний (например, Деян. 6:1: «в эти дни», 12:1: «в то время», 19:23: «в то время» и т.д.). Поэтому следует задаться вопросом, не представляет ли Лука отдельные эпизоды, вместо непрерывной истории. Далее следует отметить разницу между периодом, отведенным на первые 13-14 лет жизни Павла, как христианина (немногим более четырех глав: Деян. 11:26-15:41), и периодом, отведенным на последние годы его жизни (четырнадцать глав: Деян. 16-28).
  6. Хронологическая информация, предлагаемая Лукой, часто обусловлена его богословскими намерениями. Лука стремится продемонстрировать, что христианство является политически безопасной религией; оно готово к принятию в качестве мировой религии. Кроме того, Лука мыслит с точки зрения эпох в истории спасения. Последний этап начинается с формулирования и принятия апостольского решения Иерусалимского собора. Решение, которое Иаков провозглашает в Деян. 15:19-20 (позднее 15:29; 21:25), состоит из четырех требований к языческим христианам: воздерживаться от жертвоприношений идолам, от крови, от удавленины и от блуда. Это те вещи, которые иудеи считали самыми ужасными мерзостями язычников37Дополнительно G. Lüdemann. Paul. The Founder of Cristianity. Prometheus Books. New York. Стр. 101-103.. Таким образом, Павел свободен в выполнении своей миссии среди язычников. Для Луки это решение означает, что Павел стоит наравне с ранней Церковью. Таким образом, миссии Павла после принятия решения на Апостольском Соборе служит в первую очередь догматическим, а не хронологическим интересам.
  7. Хотя Лука несколько раз сообщает о пребывании Павла в местах его миссии, он дает подробную информацию о пребывании апостола только один раз (Фессалоники Деян. 17:1-10), тогда как в остальных случаях описание приведено в довольно общих чертах (Филиппы Деян. 16:12-40; Деян. 20:2,3-6; Коринф Деян. 18:1-17; 20:2-3; Ефес Деян. 19:1-20:1; 18:19-21). Маловероятно, что Лука имел доступ к местным традициям, которые были связаны только с одним конкретным посещением. Похоже, что он, скорее, собрал различные отчеты вытекающие из нескольких визитов Павла в данную местность и объединили их в один рассказ.

Подход

Г. Людеман критически относится к историческим сведения Деяний Апостолов и склонен реконструировать хронология Павла на основе его посланий. На сведения Деяний он опирается после детального исторического и богословского анализа.

Людеман соглашается с датой правления Галлиона 51-52 гг н.э., однако не соглашается с датой 49 г. н.э., как даты изгнания иудеев из Рима. Светоний в начале II в. н.э. пишет: «Клавдий изгнал из Рима евреев, которые сильно бунтуют из-за зачинщика Хреста»38Светоний, Life of the Caesars. Claudius 25.. Об изгнании иудеев Клавдием также сообщается в Деян. 18:2. Но дата 49 г. н.э. основывается на информации, предоставленной Оросием (417-418 гг.). Оросий вычел 18 месяцев, найденных в Деян. 18:11, из даты пребывания Галлиона в должности, которые можно было выяснить, например, из записей в архиве. По этой причине Людеман, ставит этот источник, как вторичный.

Римский историк Дион Хрисостом сообщает об императорском повелении относительно евреев в 41 году до н.э.: «Что же касается иудеев, которые снова настолько возросли, что по причине их многочисленности было бы трудно, не подняв шума, изгнать их из города, поэтому он не изгнал их, а приказал им, продолжая свой традиционный образ жизни, не проводить встреч»39Дион Хрисостом, Roman History 60.6.6.. Формулировка отрывка, похоже, указывает на то, что Дион Хрисостом, возможно, использовал в качестве источника либо вышеупомянутый цитируемый текст Светония, либо, что более вероятно, традицию, которая была известна и Светонию. В то же время он исправил эту информацию: Дион Хрисостом отрицает изгнание (всех) иудеев из Рима Клавдием.

Таким образом, историческое ядро этих сообщений следующее: в 41 г. н.э. Клавдий издал указ, касающийся иудеев; он касался беспорядков, возникших в синагоге. Это постановление повлекло за собой высылку тех евреев, которые были непосредственно вовлечены в беспорядки. Таким образом, Людеман делает вывод, традиция Деян. 18:2-3 вполне может быть выведена из первого визита Павла в Коринф около 41 г. до н.э. Эта дата вписывается в хронологию, разработанную исключительно на основе этих посланий.

Два послания Павла отражают его тесную связь с Акилом и Прискиллой. Во-первых, 1Кор. 16:19 отмечает их присутствие с Павлом в Ефесе и передает их приветствия коринфской общине. Таким образом, кажется, что они были лично знакомы с членами этой общины и, вероятно, что они познакомились с Павлом во время его основополагающего визита в Коринф. Позже, в Рим. 16:3, Павел посылает им приветствие. Вполне возможным объяснением присутствия этой пары в Риме в это время является то, что после изгнания в 41 г. н.э. они вернулись в Рим в конце правления Клавдия. Все это делает правдоподобным вывод о том, что Павел встретил их в Коринфе в 41 году.

Также, поскольку в 1Кор. 1:14 упоминается Крисп, третий элемент традиции (Деян. 18:5-8), со ссылкой на Криспа в 8-м стихе, также вытекает из первого посещения Коринфа.

Дальнейшее подтверждение этой точки зрения можно найти в отчете о прибытии Сила и Тимофея из Македонии (5-й стих), так как это точно соответствует 1Фес. 3:6 (ссылка на приезд Тимофея из Фессалоник в Коринф) и 2Кор. 1:19 (указание на то, что Павел, Сильван и Тимофей действовали во время миссии по основанию в Коринфе; ср. 2Кор. 11:9).

Реконструированную Людеманом хронологию см. ниже.

Хронология

СобытиеУ. Шнелле40U. Schnelle. Paulus. Leben und Denken. Berlin/Boston. Стр. 38.Ю. Беккер41J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr. Tübingen. Стр. 32.Й. Гнилка42J. Gnilka. Paolo di Tarso. Apostolo e testimone. Стр. 399-404.Г. Людеман43 G. Lüdemann. Paul. The Founder of Cristianity. Prometheus Books. New York. 2. A Life and a Chronology of Paul.Ф. Брюс44F.F. Bruce. Paul. Apostle of the Heat Set Free. Waynesboro, GA, USA. Chronological Table. М. Хенгель45M. Hengel and A.M. Schwemer. Paul between Damascus and Antioch. The Unknown Years. Louisville, Kentucky. Стр. XI-XIV.
Смерть Иисуса30 г.30(27) г.30 г.30 г.
Обращение Павла32 г.31/32 г.32 г.ок. 33 г.33 г.
Путешествие в Аравию32 г.32 г.33 — 36 гг.
Первое путешествие в Иерусалимок. 33 г.34/35 г.33/34 г.35 г.ок. 35 г.36 г.
Павел в Киликии/Сирииок. 36 — 42 гг.Отправился 34/35 г.35 г.35 — 46 гг.с 36/37 по 39/40 гг.
Павел в Антиохииок. 42 г.ок. 36/37 г.39/40 г.
1-е миссионерское путешествиеок. 45 — 47 гг.до 48 г.37 г.
Апостольский Соборвесна 48 г.48/49 г.47/48 г.47 г.49 г.конец 48/начало 49 г.
Антиохийский инцидентлето 48 г.49 г.47 г.52/53 г.
2-е миссионерское путешествиеконец лета 48 — 51/52 гг.49 — 50 гг.
Павел в Коринфе50/51 г.50 — 52 гг.41 г.50 — 52 гг.
1 Послание Фессалоникийцам50/51 г.47/48 г.41 г.50 г.
Галлион в Коринфе51/52 г.50/51 г.конец 51 г.51 — 52 гг.50 — 52 гг.
Поездка в Антиохию51/52 г.
3-е миссионерское путешествие52 — 55/56 гг.
Посещение Галатии52 г.48 г.
Пребывание в Ефесе52 — 54/55 г.52 — 55/56 гг.49 — 53 гг.52 — 55 гг.53 — 55 г.
1 Послание Коринфянам54 г.ок. Пасхи 51 г.55 — 56 гг.54 г.
2-е посещение Коринфа54 г.51/52 г.
«Письмо слез» из 2Кор.54 г.лето 51 г.
Плен/угроза смерти54/55 г.51 — 52 (зима) гг.
Послание Филимону54/55 г.57/59 г.
«Письмо из плена» из Флп.54/55 г.(?)60 — 62 гг.
Павел в Македонии55 г.весна 52 г.55 — 57 гг.55/56 г.
Послание Галатам56 г.(лето) 52 г.48(?) г.54/55 г.
«Письмо примирения» из 2Кор.56 г.
Последнее пребывание в Коринфеначало 56 г.56 г.53 — 54 (зима) г.56/57 г.
Послание Римлянам56 г.57 г.56/57 г.
Прибытие в Иерусалимначало лета 56 г.56/57/58 г.52 г.весна 54 г.май 57 г.57 г.
Заключение в Кесарии56 — 58 гг.55 — 57 гг.57 — 59 гг.57-59 г.
Смена Феликса Фестом58 г.54/55 г.
Прибытие в Рим59 г.Путешествие 58 — 60(?) гг.56 г.57 г.февраль 60 г.
Заключение в Риме60 — 62(?) гг.60 — 62 г.
Миссия в Испанию65(?) г.62/63(?) г.
«Пасторские послания»65(?) г.
Смерть Павла64 г.62(?) г.Между 56 и 64 г. 65(?) г.62(?) или 64(?)

Литература

U. Schnelle. Paulus. Leben und Denken. Berlin/Boston.

J. Becker. Paulus. Der Apostel der Völker. C.B. Mohr. Tübingen.

J. Gnilka. Paolo di Tarso. Apostolo e testimone.

G. Lüdemann. Paul. The Founder of Cristianity. Prometheus Books. New York. 2. A Life and a Chronology of Paul.