Home » Без рубрики » Кильский университет имени Кристиана Альбрехта, Богословский факультет

Кильский университет имени Кристиана Альбрехта, Богословский факультет

История

Богословский факультет Кильского университета является одним из четырех факультетов-основателей Университета Кристиана Альбрехта в Киле. Когда в 1665 году герцог Кристиан Альбрехт основал университет, названный в дальнейшем в его честь, с 17 профессорами и 162 студентами в комплексе зданий бывшего францисканского монастыря, трем профессорам богословия и их примерно 80 студентам был предоставлен самый большой лекционный зал,из окон которого студенты могли видет сады и Малый Киль.

Основанный в 1242 году комплекс зданий монастыря, которым местные власти пользовались со времен Реформации, находился в то время на окраине города. Жители Киля поначалу с подозрением относились к студентам, поскольку они «могут быть очень раздражены едой, питьем и всякого рода легкомысленным поведением». Сегодня, после военных разрушений 1944 года, только западное крыло монастыря и трапезная остались от францисканского монастыря, над которым с 1950 года размещается протестантское студенческое общежитие «Килер Клостер».

Университет, основанный на привилегии, дарованной императором Фердинандом III еще в 1652 году, финансировался за счет доходов августинского монастыря канонов в Бордесхольме, который с 1566/67 года являлся суверенной школой ученых, и имел свою библиотеку. Как государственный университет герцогства Готторф, в состав которого входили части Гольштейна и Шлезвига, он готовил в основном духовенство и государственных служащих для государственной службы. Соответственно, факультеты теологии и права занимали доминирующее положение вплоть до середины 19 века.

В период основания Богословского факультета в XVII веке он характеризовался умеренной, меланхтонской (от имени немецкого гуманиста и теолога Филиппа Меланхтона, соратника Мартина Лютера) и лютеранской ортодоксией. Петр Мусаев (1620-1674), назначенный из Хельмштедта, был первым деканом факультета и в то же время первым проректором университета (титул ректора принадлежал императору до 1808 года). Большое влияние оказал Кристиан Кортольт (1623-1694) из Ростока. Его ученик Август Герман Франке дал формирующий импульс пиетическому движению в Галле.

Скандинавская [Северная] война (1700-1721 гг.), в результате которой герцогство Готторф потеряло территории Шлезвиг-Гольштейна в Дании, привела к резкому упадку университета. Только благодаря личному союзу герцогства Готторф с Российской империей в 1762 году и обмену владениями Готторфов с датской короной в 1773 году, которому сейчас подчиняются герцогства Шлезвиг и Гольштейн, университет получил новые импульсы для развития.

В духе Просвещения Иоганн Андреас Крамер (1723-1788 гг.) принимал активное участие в реорганизации факультета и университета. В этом смысле Якоб Кристоф Рудольф Экерманн (1754-1837) представлял умеренный теологический рационализм. В 1798 году супранатуралист (супранатурализм — вера в сверхъестественное) Фридрих Клейкер (1749-1827) был назначен в качестве противоположного полюса рационализму. За пределами факультета приходской священник Клаус Хармс (1778-1855) эффективно боролся против церковного рационализма и дал важные импульсы лютеранскому движению возрождения.

Ученик Шлейермахера Август Твестен (1789-1876) основал в Киле теологию медиации и предоставил ей верховенство в 19 веке. К этой теологической школе принадлежали Антон Фридрих Людвиг Пельт (1799-1861), Исаак Август Дорнер (1809-1884), Альберт Либнер (1803-1871), Бернхард Вайс (1827-1918), Эрих Хаупт (1841-1910), Рихард Адальберт Липсиус (1830-1892), Фридрих Ницш (1832-1898).

После того, как в 1867 году Шлезвиг-Гольштейн стал прусской провинцией, число профессорских мест на богословском факультете в 1868 году было увеличено до пяти. Если до 1800 года студенты-богословы составляли около половины, а в 1875 году уже четверть всего студенческого корпуса, то летом 1900 года их доля уже упала до 5% (1900: 59 студентов-богословов, 1914: 118).

С конца XIX века факультет все больше формировался под влиянием церковно-богословских контрастов направления между позитивным и либеральным богословием. Либеральный протестантизм и критическое богословие были широко представлены новозаветным ученым Эмилем Шурером (1844-1910), церковным историком Хансом фон Шубертом (1859-1931), практическим богословом Отто Баумгартеном (1858-1934) и систематическим богословом Германом Мулером (1879-1950), последним редактором журнала «Die Christliche Welt».

Со стороны позитивного богословия выступали, в частности, ветхозаветный богослов Август Клостерманн (1837-1915), новозаветный богослов Фердинанд Мюхлау (1839-1914), систематический богослов Эрих Шедер (1861-1936). Его преемник Герман Мандель (род. в 1882 году) сформулировал «богословие реальности» в смысле «немецкой веры в Бога» во время Веймарской Республики и после национал-социалистического захвата боролся за строго национал-социалистическую направленность факультета; после ожесточенных споров со своими коллегами по факультету он и его кафедра были в 1935 году против его воли переведены на философский факультет.

В начале национал-социалистического режима профессорско-преподавательский состав факультета состоял из семи профессоров и 149 студентов (1933/34). В 1935/36 году государственная и университетская администрация полностью уволила профессорский состав факультета, а частных преподавателя лишили лицензии на право преподавания.

После 1936 года, когда планы упразднить факультет, который в зимнем семестре 1936/37 года сократился до 38 студентов, не были реализованы, состоялось сложное и неоднозначное новое назначение, преимущественно с национал-социалистической ориентацией. Продолжающиеся атаки со стороны Национал-социалистической ассоциации лекторов, основанной в 1938 году, свели факультет теологии к теневому существованию. В годы войны на факультете практически не было ни студентов, ни курсов; руководство факультетом было в руках деканов, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу.

Начало после 1945 года характеризовалось как отсутствием изменений, так и новыми назначениями на должности председателей. Три профессорские должности по-прежнему занимали предыдущие заведующие кафедрами: Хайнц-Дитрих Вендланд, который был ориентирован на конфессиональную церковь, преподавал новозаветные исследования с 1937 по 1955 г., церковную историю — Питер Майнхольд с 1936 по 1975 г. и систематическое богословие Мартин Редекер с 1936 по 1968 г. Два профессора были заново восстановлены: Ветхого Завета — Вильгельм Каспари (1922-1936 и 1945-1947), который был принудительно призван в армию и практического богословия — Генрих Рендторфф (1926-1930 и 1945-1956), кафедра которого в 1941 году была переведена в Институт океанографии.

В последующие десятилетия произошли значительные изменения в количестве должностей, штатном расписании и структуре профессорско-преподавательского состава. Количество профессорско-преподавательского состава выросло до одиннадцати и в настоящее время составляет десять человек. На факультете работали следующие профессора-гражданские служащие в зависимости от предмета и срока полномочий.

Структура факультета была кардинально реорганизована в 1977 году. Практическая Богословская Семинария (возникшая из Гомилетической семинарии, основанной Крамером в 1775 году) стала пятым Институтом практической теологии в 1977 году. В том же году Научно-исследовательский центр Schleiermacher, основанный в 1967 году, был включен в качестве шестого института, а с 2003 года является чисто научно-исследовательским учреждением. На факультете размещается исследовательский отдел Генезиса, основанный в 1983 году.

Настоящее время

Богословский факультет Кильского университета объединяет изучение и исследование протестантского богословия и неконфессиональных этических вопросов. Факультет является либерально-теологически диверсифицированным, охватывая программы подготовки преподавателей, практические богословские исследования и исторические исследования. Обучение в качестве священника является одной из основных задач факультета богословия.

Богословский факультет в рамках государственного университета в первую очередь занимается академическим образованием начинающих пасторов, а также учителей гимназий по предмету религиозного образования. Кроме того, факультет участвует в различных программах обучения и исследовательских центрах других факультетов.

Богословский факультет считает своей задачей всестороннее представление всей области богословия в исследованиях и образовании, передачу знаний и навыков по обычным научным университетским стандартам, которые необходимы для доведения христианского понимания действительности до адекватного общественного представления. Исполнение этих задач находит отражение в дифференциации богословских предметов и дисциплин. Кроме трех библейско-исторических дисциплин Ветхого Завета, Нового Завета и церковной истории, изучающих основы и развитие христианской веры, включая ее институциональные построения, выделяются две дисциплины систематического и практического богословия, затрагивающие нынешнее вероучение в контексте образования, культуры и науки, а также в области отражения общественной, церковной и школьной деятельности.

Институты факультета

В состав факультета входят институты:

  • изучения Ветхого Завета и библейской археологии;
  • изучения Нового Завета и иудаизма;
  • Церковной истории;
  • системного богословия;
  • практической теологии.

Помимо институтов к факультету относятся: 

  • исследовательский отдел Шлайермахера;
  • KiBiDaNO — Кильская база данных изображений Ближнего Востока;
  • университетская церковь;
  • Центр Гесениуса;
  • религиоведение.

Институт изучения Ветхого Завета и библейской археологии

Ветхозаветные исследования посвящены культурному наследию древнего Израиля, Ветхому Завету и его истории влияния до настоящего времени. Области исследований Ветхого Завета, таким образом, включают литературную историю Ветхого Завета, историю Сирии-Палестины во II и I тысячелетии до н.э., историю религии и богословия древнего Израиля, северо-западные семитские языки, особенно библейский иврит и библейский арамейский.

Как ветхозаветная дисциплина, она работает совместно с ассириологией, египтологией, семитологией, классической филологией и иудаизмом; как богословская дисциплина, ветхозаветоведение также находится в диалоге с новозаветными исследованиями, церковной историей и систематическим и практическим богословием.

Библейская археология (Археология Палестины) рассматривает материальную культуру Палестины от доисторического до исламского периода (например, архитектуру, керамику, нумизматику, сигиллографию) и фокусируется на местных палестинских культурах 2-го и 1-го тысячелетия до н.э. (например, об израильтянах и иудеях, аммонитах, моавитах, филистимлянах, финикийцах, арамейцах и доисламских арабах). Библейская археология работает на междисциплинарной основе в основном с ближневосточной, классической и христианской археологией.

Преподаватели и исследователи:

  • профессор, доктор Ульрих Хюбнер (на пенсии);
  • профессор, доктор Рюдигер Бартелмус (на пенсии);
  • профессор, доктор Кристоф Бернер;
  • профессор, доктор Анна Элиза Цернеке;
  • доцент, доктор Сюзанна Рудниг-Целт;
  • магистр теологии Роня Кох;
  • Лаура Шиммелпфенниг.

Институт изучения Нового Завета и иудаизма

Задачами и приоритетами института являются преподавание и исследование истории раннего христианства в первые два века и историю древнего иудаизма.

В истории богословия рассматриваются религиозные выражения различных христианских и иудейских групп, социально-исторические условия их социальной структуры, религиозно-исторически их язычная среда, особенно в эллинистическо-римском культурном пространстве. Последнее доступно не только через литературные, но и через эпиграфические и археологические свидетельства. В герменевтическом подходе новозаветные исследования ставят под сомнение древние тексты на предмет их соответствия современному учению и жизни, и разрабатывают критерии для таких современных утверждений. С точки зрения истории влияния христианских и иудейских групп, история богословия прослеживает потенциал смысла и новаторства, который новозаветные тексты, в частности, развились в ходе церковной истории — новое направление исследований, предоставляющее ценный материал для герменевтической дискуссии.

Среди литературных свидетельств ранних христианских и еврейских групп, изучавшихся на языках оригинала, есть не только новозаветные сочинения и вся эллинистическая и еврейская литература, но и знаменитые кумранские тексты Мёртвого моря. Новый Завет, как и другие древние тексты, представлен студентам на лекциях, семинарах и упражнениях как в диахронической, так и в синхронной перспективе.

Это означает, что развитие литературных свидетельств, зачастую растянутых на десятилетия, прослеживается (диахронически), и каждый слой текста подвергается (синхронно) сомнению в отношении его содержания и его «места в жизни», используя новейшие методы литературоведения. Таким образом, общий взгляд на среду, имеющую отношение к раннему христианству, возникает как рамочное условие для адекватного понимания высокоэффективного базового документа западной культуры, а именно Нового Завета.

Поля исследований в институте:

  • в области раннего иудаизма эллинистической и римской эпохи основное внимание уделяется кумранским текстам и эллинистическому иудаизму;
  • кроме того, первоначальное христианство Иисуса из Назарета вплоть до перехода в Старую Церковь рассматривается, прежде всего, с точки зрения истории богословия; интерес здесь проявляется, в частности, к трудам Павла, общинам Иоанна и работам Иисуса из Назарета;
  • также освещается эллинистическо-римская подоплека раннего еврейства и христианства; в дополнение к литературным традициям рассматриваются эпиграфические и археологические источники;
  • раннее христианство и иудаизм рассматриваются в свете психологических и социологических моделей в междисциплинарном диалоге; здесь методология играет такую же роль, как и социологический подход к истории раннехристианского богословия.

Преподаватели и исследователи:

  • заслуженный профессор, доктор Юрген Беккер (на пенсии);
  • профессор, доктор Дитер Сэнгер (на пенсии);
  • заслуженный профессор, доктор Ганс-Тео Вреге (на пенсии);
  • профессор, доктор Кристиана Циммерманн;
  • профессор, доктор Энно Эдзард Попкес;
  • Хи Чеонг Ли;
  • Свантья Ринкер.

Институт истории Церкви

История Церкви включает в себя историю христианства, его институтов, учения и деятелей в их историческом контексте от древности до наших дней. Предмет может дать всестороннее богословское образование. Она служит для углубления христианской идентичности на фоне ее истории. Как богословская дисциплина, история Церкви видит свою особую задачу в том, чтобы направлять формирование богословского суждения через изучение истории.

Церковная история преподается с самого начала Кильский университет Кристиана Альбрехта. На богословском факультете была создана собственная кафедра, а в 1958 году в ответ на растущие требования была создана еще одна. В настоящее время она занята профессурой истории церквей и религий первого тысячелетия.

В текущей исследовательской работе института, в которой студенты могут участвовать на семинарах, основное внимание в области Старой Церкви уделяется развитию благотворительности, диаконата и благотворительной работы в поздней античности, а также паломничеству; в области современной церковной истории — теологии Реформации, особенно Лютера и Меланхтона, по вопросам истории богобоязненности и деноминациологии, а также церковной истории Германии в XX веке.

Преподаватели и исследователи:

  • заслуженный профессор, доктор теологии и философии Йоханнес Шиллинг (на пенсии);
  • заслуженный профессор, доктор Рейнхарт Штаас (на пенсии);
  • почетный, заслуженный профессор, доктор Хартмут Леманн;
  • профессор, доктор Андреас Мюллер;
  • профессор, доктор Тим Лорентцен;
  • Бринья Бауер.

Институт систематической теологии

Систематическое богословие обсуждает убеждения, необходимые для христианской веры в соответствии с Реформационным пониманием с точки зрения понимания (догматика) и формирования реальности (этика) в контексте соответствующей культурной ситуации (доктрина принципов или философия религии). В этом отношении систематическое богословие всегда находится в (критическом) диалоге с другими гуманитарными, социальными, культурными и естественными науками.

Институт занимается развитием догматики и философии религии, беря на вооружение мотивы мудрости-теологии (sapiential) и позиционирования христианской теории действия, особенно в межфакультетском дискурсе по глобальным культурным, экологическим и экономическим вопросам.

Научно-исследовательский интерес кафедры систематического богословия с упором на догматику заключается в разработке догматики в соответствии с традициями ветхозаветного богословия мудрости. Она берет на себя нынешний опыт отдаленности от Бога и пытается соответствующим образом перестроить обращение с традиционным содержанием веры, в том числе и с целью соответствующей формы их общения в «постхристианское» время. После общего основания исследование теперь концентрируется на проблеме теодицеи.

Преподаватели и исследователи:

  • заслуженный профессор, доктор теологии и философии Гюнтер Мекенсток (на пенсии);
  • заслуженный профессор, доктор Германн Пайтер (на пенсии);
  • профессор, доктор философии Хартмут Розенау;
  • профессор, доктор Андре Мюнзингер;
  • доктор Кинга Целлер;
  • Стефани Хертел-Холст;
  • Кристиана Нагель.

Институт практического богословия

Практическое богословие касается религиозной практики людей — индивидуально, в церкви и в обществе. Практическое богословие задается вопросом, как люди сегодня верят, надеются, сомневаются, любят и спрашивают о смысле жизни. Она внимательно относится к современным формам религии и религиозности и ищет способы их сопровождения и продвижения. Это возможно только в тесном контакте с другими науками, особенно с психологией, социологией, наукой о коммуникации, литературой и средствами массовой информации.

Таким образом, практическое богословие не только касается церковной деятельности, но отражает все сферы церковной деятельности. К ним относятся литургия, гомилетика (проповедь), поэтика (пастырское попечение), религиозное образование, социальная работа и христианская журналистика. Точно так же религиозное образование является важной темой для практического богословия: в дидактике религии отражаются и преподаются современные условия, концепции и содержание, а также методологические формы религиозного образования.

Курсы практического богословия дают возможность студентам приходов, дипломным и педагогическим работникам учитывать религиозную практику людей сегодня, но особенно будущие профессиональные сферы деятельности в церкви, школе и обществе. Они приобретают профессиональные, аналитические и методические навыки, а также языковые и практические навыки для последующей профессиональной практики.

Преподаватели и исследователи:

  • заслуженный профессор, доктор философии и теологии Клаус Кюздёрфер (на пенсии);
  • заслуженный профессор, доктор Рейнер Пройль (на пенсии); 
  • профессор, доктор Сабина Роберт;
  • профессор, доктор Ута Пол-Паталонг;
  • профессор, доктор Кристоф Динкель;
  • профессор, доктор Бернд-Михаэль Хаес;
  • доктор философии Габриэла Мюль; 
  • Теодор Адам;
  • Силья Лайнунг;
  • Антония Людтке;
  • Марья Айк;
  • Кристиана Флахсенберг.

Международные связи

  • Университет Дарема (Великобритания);
  • Карлов университет (Чехия);
  • Тартуский университет (Эстония);
  • Колледж NLA (Норвегия);
  • Университет имени Аристотеля в Салониках (Греция);
  • Университет Цюриха (Швейцария);
  • Протестантский теологический университет (Нидерланды);
  • Венский университет (Австрия);
  • Университет «Лучиан Блага» в Сибиу (Румыния);
  • Афинский национальный университет имени Каподистрии (Греция).

Университетская церковь

Университетская церковь была освящена в 1965 году. Входит в состав Евангелическо-лютеранской церкви Северной Германии (Северная церковь) и является учебным заведением университета. В церкви регулярно проходят университетские службы.

Университетская церковь Кильского университета
Университетская церковь Кильского университета
Алтарь университетской церкви
Алтарь

Медиа